Пояснительная записка к Федеральному закону 173-ФЗ 02.07.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления
ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды”
Проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления
ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды” (далее
– проект федерального закона) разработан в целях совершенствования
природоохранного законодательства на основании Указа Президента
Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 “О некоторых мерах по
повышению энергетической и экологической эффективности российской
экономики”.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране
окружающей среды” вред окружающей среде определяется как негативное
изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за
собой деградацию естественных экологических систем и истощение
природных ресурсов. В целях установления факта негативного изменения
окружающей среды и юридического доказательства причинения вреда
окружающей среде требуются специальные исследования, результаты
которых, как правило, не имеют однозначного толкования. Такое положение
усугубляется тем, что негативные изменения окружающей среды, связанные
с причинением вреда окружающей среде, имеют отдаленные во времени и в
пространстве последствия. В связи с этим иски по возмещению вреда,
причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, в большинстве
случаев остаются неудовлетворенными.
Проектом федерального закона вносится изменение в понятие “вред
окружающей среде”, которое предлагается определять как “негативное
изменение окружающей среды в результате ее загрязнения изъятия
компонентов природной среды, превышающего нормативы допустимого2
воздействия на окружающую среду, а при их отсутствии – нормативы
качества окружающей среды”. Такое определение позволяет однозначно
трактовать случаи причинения вреда окружающей среде, а также объективно
и в полной мере оценивать его масштабы.
При этом из данного понятия исключается:
истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование
природных ресурсов, поскольку данные определения устанавливаются
природоресурсным законодательством Российской Федерации;
деградация и разрушение естественных экологических систем,
природных комплексов и природных ландшафтов, поскольку, как
указывается в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от
1 декабря 2009 г. № 5684п-П9 на проект федерального закона № 21438-5,
данные проявления сами являются последствиями негативного изменения
окружающей среды, а не наоборот.
Новое понятие “вред окружающей среде” включает использование
лимитов на выбросы и сбросы, которые являются частным случаем
нормативов допустимого воздействия на окружающую среду,
предусмотренных абзацем седьмым пункта 1 статьи 22 Федерального закона
“Об охране окружающей среды”. Их применение допускается на основании
разрешений (на выбросы, сбросы), выдаваемых в установленном порядке.
Вместе с тем согласно Основным направлениям деятельности Правительства
Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.
№ 1662-р, в части внедрения новых экологических стандартов жизни
поставлена задача “поэтапно исключить практику установления временных
нормативов (лимитов) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в
окружающую среду”. Кроме того, в соответствии с поручением
Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № ИС-П12-2396
Минприроды России в установленном порядке внесло в Правительство
Российской Федерации проект постановления Правительства Российской3
Федерации “Об утверждении Порядка исчисления и взимания платы за
негативное воздействие на окружающую среду” (взамен постановления
Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 “Об
утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие
виды вредного воздействия”), исключающего взимание платы за
сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Вместо таких платежей
будет использоваться механизм взыскания вреда, причиненного окружающей
среде.
Одновременно определение “вред окружающей среде”, используемое в
статье 77 Федерального закона “Об охране окружающей среды”, приводится
в соответствие с понятием “вред окружающей среде”, установленным статьей
1 данного Федерального закона.
Проект федерального закона предусматривает также усиление
административной ответственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на
окружающую среду.
В настоящее время в соответствии с законодательством Российской
Федерации в области охраны окружающей среды установлены и
применяются нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих
веществ, а также нормативы допустимого изъятия компонентов окружающей
среды, которые входят в совокупность нормативов допустимого воздействия
на окружающую среду.
В разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ, форма
которого, в соответствии с федеральными законами от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ
“Об охране атмосферного воздуха” и от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране
окружающей среды”, утверждена приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2007 г.
№ 56 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14
марта 2007 г., регистр. № 9108), установлены условия (перечень и4
количество) вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в
атмосферный воздух в пределах утвержденных нормативов предельно
допустимых выбросов или в пределах установленных временно
согласованных (лимитов) выбросов.
Как показал проведенный анализ, количество всех нарушений
природоохранного законодательства за 3-летний период (с 2005 по 2007 гг.)
возросло более чем в 1.8 раза: с 46.5 тыс. в 2005 г. до 85.1 тыс. в 2007 г. При
этом общая сумма наложенных штрафов за выявленные нарушения
природоохранного законодательства увеличилась за этот период примерно в
2.2 раза: с 112.2 млн. руб. в 2005 г. до 242.3 млн. руб. в 2007 г.
Сумма наложенных штрафов за нарушения воздухоохранного
законодательства по статье 8.21 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в
части выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального
разрешения и в части нарушения условий такого разрешения) за период с
2004 г по 2007 г. выросла в 13.2 раза: с 2.6 млн. руб. в 2004 г. до 34.5 млн.
руб. в 2007 г.
Сумма наложенных штрафов за нарушения водного законодательства
по статье 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (в части нарушения правил водопользования при заборе
воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты) за
период с 2004 г. по 2007 г. выросла в 4.2 раза: с 1.5 млн. руб. в 2004 г. до 6.3
млн. руб. в 2007 г.
С целью усиления ответственности за нарушения нормативов
допустимых выбросов и сбросов, условий их соблюдения, а также
нормативов забора воды и водоотведения, в Кодексе Российской Федерации
об административных правонарушениях нижняя и верхняя граница
административного штрафа за несоблюдение нормативов допустимого
воздействия на окружающую среду увеличивается, соответственно:5
в части нарушения правил водопользования при заборе воды, без
изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (часть 1 статьи
8.14) в отношении должностных лиц в 6,7 раз (до десяти тысяч рублей) и в 10
раз (до двадцати тысяч рублей), в отношении лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в
13 раз (двадцати тысяч рублей) и в 15 раз (до тридцати тысяч рублей), в
отношении юридических лиц – в 8 раз (восьмидесяти тысяч рублей) и в 5 раз
(до ста тысяч рублей);
в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное
физическое воздействие на него без специального разрешения (часть 1 статьи
8.21) в отношении должностных лиц в 10 раз (до сорока тысяч рублей) и в 10
раз (до пятидесяти тысяч рублей), в отношении лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в
20 раз (восьмидесяти тысяч рублей) и в 20 раз (до ста тысяч рублей), в
отношении юридических лиц – в 4,5 раза (ста восьмидесяти тысяч рублей) и
в 5 раз (до двухсот пятидесяти тысяч рублей);
в части нарушения условий специального разрешения на выброс
вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие
на него (часть 2 статьи 8.21) в отношении должностных лиц в 3,3 раза (до
десяти тысяч рублей) и в 5 раз (до двадцати тысяч рублей), в отношении
юридических лиц – в 2,6 раза (до восьмидесяти тысяч рублей) и в 2,5 раза (до
ста тысяч рублей). Одновременно вводится административная
ответственность в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в виде административного
штрафа от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Законопроект не предусматривает увеличение размеров
административных штрафов за превышение нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение, нормативов допустимых физических
воздействий на окружающую среду, нормативов допустимого изъятия по
следующим причинам:6
усиление административной ответственности (в виде
административных штрафов) за правонарушения, связанные с
несоблюдением экологических требований при обращении с отходами,
предусмотрено статьей 44 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-
ФЗ “О внесении изменений в статью 16 Федерального закона “Об охране
окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской
Федерации”;
нормативы допустимых физических воздействий на окружающую
среду не установлены и их разработка не ожидается в связи с отсутствием
научно и экспериментально подтвержденных пороговых значений таких
воздействий на компоненты природной среды;
законопроект предусматривает увеличение административных
штрафов по статье 8.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, которая касается нарушений правил
водопользования, в том числе, при заборе воды.
В государствах Европейского Союза действует Директива об
ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде (далее –
Директива), принятая в марте 2004 года. На основе ее все страны-участницы
ЕС принимают законы, определяющие конкретную ответственность за
экологический ущерб.
Правовой базой Директивы служит принцип “загрязнитель платит”, и
она направлена на включение экологических издержек в себестоимость
товаров и услуг во всей Европе.
Директива охватывает виды ответственности за ущерб водным
объектам, почвам и биологическим видам и среде обитания. Директива
касается конкретного и поддающегося количественному определению
ущерба, включая диффузное загрязнение, когда можно установить
причинные связи нанесенного ущерба и выявленного источника загрязнения.
За экологические правонарушения в странах ЕС предусмотрена также
административная ответственность.7
Так, например, в ФРГ административные штрафы за нарушения
природоохранного законодательства, налагаются в тех случаях, когда
нарушения являются незначительными и совершены без преступного
умысла. Компетентные органы власти предъявляют такие штрафы
загрязнителю, при этом их размер обычно рассчитывается на основе
систематизированного перечня штрафов за различные административные
правонарушения. Как правило, в этих случаях не предусмотрены судебные
процедуры, хотя возможны вызовы в суд.
Подсчет взимаемой суммы штрафа основывается на довольно
подробной разбивке в так называемых Каталогах административных
штрафов. Для каждого возможного нарушения установлен максимальный и
минимальный размер штрафа. Диапазон штрафов для незаконного сброса
сточных вод от предприятий в Земле Баден-Вюрттемберг, например,
варьируется от 750 до 7 500 евро; в окрестностях Баварии этот диапазон
составляет от 500 до 50 000 евро.
Принятие федерального закона “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления
ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды” создаст
необходимые дополнительные условия для соблюдения нормативов
негативного воздействия на окружающую среду, будет стимулировать
хозяйствующие субъекты к переходу на экологически чистые технологии, а
также на энергосберегающие технологии, поскольку сокращение
использования энергоресурсов, а следовательно и объемов выбросов и
сбросов загрязняющих веществ, ведет к пропорциональному уменьшению
негативного воздействия на окружающую среду.
Реализация правовых норм, предусмотренных законопроектом,
позволит, в том числе, увеличить поступления финансовых средств по искам
и штрафам в местные бюджеты. Таким образом, законопроект в
значительной мере учитывает интересы органов местного самоуправления и
субъектов Российской Федерации.8
Аппарат Правительства Российской Федерации, учитывая что
законопроект по предмету правового регулирования и предлагаемым нормам
соответствует проекту федерального закона, подготовленному Минприроды
России во исполнение подпункта “в” пункта 1 Указа Президента Российской
Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 “О некоторых мерах по повышению
энергетической и экологической эффективности российской экономики”,
полагает целесообразным (исх. от 6 ноября 2009 г. № П9-37336) осуществить
его совместную доработку.
В Официальном отзыве Правительства Российской Федерации (исх. от
1 декабря 2009 г. № 5684п-П9) законопроект поддерживается с учетом
изложенных замечаний, которые учтены в доработанной редакции
законопроекта.
В связи с вышеизложенным законопроект приобретает статус
правительственного законопроект, направленного на реализацию Указа
Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889.
Принятие федерального закона “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам усиления
ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды” не
потребует дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает проект
федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам усиления ответственности за
нарушения в области охраны окружающей среды” № 218438-5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: