Пояснительная записка к Федеральному закону 2-ФКЗ 05.02.2014

ОБОСНОВАНИЕ
необходимости принятия поправки к Конституции
Российской Федерации о Верховном Суде
Российской Федерации и прокуратуре
Российской Федерации
В целях совершенствования судебной системы Российской
Федерации и укрепления ее единства предлагается сформировать
один высший судебный орган по гражданским, уголовным,
административным делам, по разрешению экономических споров и по
иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с
федеральным конституционным законом. Таким органом мог бы
стать Верховный Суд Российской Федерации, который также
осуществлял бы в предусматриваемых федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за деятельностью
федеральных судов и давал разъяснения по вопросам судебной
практики.
Представляется, что реорганизация судебной системы позволит
обеспечить единство подходов при отправлении правосудия как в
отношении граждан, так и в отношении юридических лиц, исключить
возможность отказа в судебной защите в случае спора о
подведомственности дела, установить общие правила организации
судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший
судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел,
рассматриваемых арбитражными судами, а также как орган,
призванный осуществлять судебный надзор за деятельностью
арбитражных судов и давать разъяснения по вопросам судебной
практики, упраздняется, а вопросы осуществления правосудия,
отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного
Суда Российской Федерации.
Для осуществления указанных процедур устанавливается
переходный период сроком на шесть месяцев.
Новый Верховный Суд Российской Федерации формируется в
составе 170 судей. В целях формирования его первоначального
состава создается Специальная квалификационная коллегия по отбору
кандидатов на должности судей Верховного Суда Российской
Федерации, состоящая из 27 членов коллегии. В состав коллегии входят по одному представителю Президента Российской Федерации,
Общественной палаты Российской Федерации и общероссийских
общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии
избираются советами судей субъектов Российской Федерации из
своего состава – по три члена коллегии от действующих на
территории каждого федерального округа советов судей субъектов
Российской Федерации.
Таким образом, кандидаты на должности судей Верховного
Суда Российской Федерации будут отобраны органом, большинство
членов которого составляет судейский корпус, что соответствует
международным требованиям, предъявляемым к отбору кандидатов
на должности судей.
Коллегия объявляет в средствах массовой информации об
открытии вакантных должностей судей Верховного Суда Российской
Федерации, рассматривает заявления граждан, претендующих на
указанные должности, принимает решения о рекомендации
кандидатами на указанные должности и представляет кандидатов
Президенту Российской Федерации для назначения в установленном
порядке на должности судей Верховного Суда Российской
Федерации.
Прием квалификационного экзамена на должность судьи
Верховного Суда Российской Федерации при формировании его
первоначального состава осуществляет Специальная экзаменационная
комиссия по приему квалификационного экзамена на должность
судьи Верховного Суда Российской Федерации. Указанная комиссия
состоит из 11 членов комиссии. В состав комиссии входят три члена
комиссии, избираемые общероссийскими общественными
объединениями юристов, и восемь членов комиссии, избираемых
советами судей субъектов Российской Федерации из своего состава –
по одному члену комиссии от действующих на территории каждого
федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.
Члены Специальной экзаменационной комиссии по приему
квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда
Российской Федерации не могут входить в состав Специальной
квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности
судей Верховного Суда Российской Федерации. Соответствующие изменения вносятся в статьи 71, 83, 102, 104,
125, 126 и 128 Конституции Российской Федерации, а статья 127
исключается.
Одновременно предусматривается внести изменения в
статью 129 Конституции Российской Федерации (глава 7 “Судебная
власть”), которая касается прокуратуры Российской Федерации.
Предлагается установить, что заместители Г енерального
прокурора Российской Федерации назначаются на должность и
освобождаются от должности Советом Федерации по представлению
Президента Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, а также иные
прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к
ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от
должности Президентом Российской Федерации. При этом
назначение на должность прокуроров субъектов Российской
Федерации осуществляется по представлению Генерального
прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами
Российской Федерации.
Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры
назначаются на должность и освобождаются от должности
Генеральным прокурором Российской Федерации.
Наименование главы 7 предлагается изложить в следующей
редакции: “Судебная власть и прокуратура”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: