Пояснительная записка к Федеральному закону 220-ФЗ 21.07.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по проекту федерального закона
«О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об инвестиционном
товариществе»
28 ноября 2011 года был принят Пояснительная записка к Федеральному закону № ЗЭ5-ФЗ «Об
инвестиционном товариществе» (далее – закон). Закон был разработан во
исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительству
Российской Федерации по итогам заседания Комиссии при Президенте
Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию
экономики России от 27 июля 2010 г. (протокол от 1 августа 2010 г. № Пр-
2279), в соответствии с которым необходимо было обеспечить «развитие
законодательства, регламентирующего способы организации коллективных
инвестиций без образования юридического лица, удовлетворяющие
требованиям венчурных инвесторов в части отсутствия ограничений на
состав участников, исключения двойного налогообложения, обеспечения
возможности поэтапного внесения вкладов и гибкой организации управления
в ходе реализации инновационных проектов».
Основная задача данного закона состояла в обеспечении появления в
России конкурентоспособной в международном плане организационной
формы для венчурных инновационных фондов.
Его разработка шла более трех лет, в течение которых проводились
множественные обсуждения, встречи, семинары, рабочие группы как с
представителями венчурного сообщества (Российская ассоциация венчурного
инвестирования (РАВИ), различные фонды прямого и венчурного
инвестирования), так и с представителями государства (Роснано, РВК,
Минэкономразвития). Был проведен глубокий анализ международного опыта
(США, Великобритания, Германия, Франция и другие страны),
проанализированы возможности использования существующих форм
коллективного инвестирования и их недостатки (закрытый паевой
инвестиционный фонд, простое товарищество и другие). 2
В результате была выработана концепция новой организационной
формы – инвестиционного товарищества – которая воплотила в себе
большую часть требований венчурных инвесторов, к которым, в частности,
можно отнести: отсутствие «двойного налогообложения», ограниченную
ответственность инвесторов (неуправляющих товарищей), возможность
гибкого управления товариществом посредством договора инвестиционного
товарищества, санкции за неисполнение обязательств по внесения денежных
средств в товарищество (фонд), диспозитивность договора инвестиционного
товарищества и другие.
Однако, несмотря на появление юридической конструкции
инвестиционного товарищества в качестве нового инструмента для
венчурной индустрии, с момента принятия закона в ноябре 2011 года в
России было создано только очень небольшое количество инвестиционных
товариществ.
Анализ причин, которые тормозят развитие формы инвестиционного
товарищества, показал, что к ним, в частности, относятся следующие
недостатки закона «Об инвестиционных товариществах»: невозможность
вложения инвестиций в иностранные и публичные компании, запрет на
рекламу деятельности инвестиционных товариществ, неполная ограниченная
ответственность инвесторов (неуправляющих товарищей) и ряд других
проблем. Эти проблемы обнажились, в частности, благодаря принятию
самого Закона и подробного его изучения всеми заинтересованными лицами,
в частности, в регионах России, в также попыток реализации положений
данного Закона на практике.
Для выработки предложений по изменению Закона «Об
инвестиционном товариществе» весной 2013 года была сформирована
Объединенная рабочая группа на базе РАВИ, с участием, в том числе,
представителей Минэкономики, ОАО «Роснано», ОАО «Российская
венчурная компания» и частных венчурных фондов, которая выявила эти и
другие проблемы при создании и функционировании инвестиционных 3
товариществ. По результатам многочисленных совещаний были согласованы
поправки в Закон, устраняющие проблемы использования юридической
формы инвестиционного товарищества. Указанные поправки в закон
докладывались в июне 2013 года и были в целом позитивно восприняты
ответственными сотрудниками Минэкономики.
Поправки в закон предлагают:
1. Разрешить приобретение ценных бумаг и долей в иностранных
компаниях (партнерствах).
2. Разрешить приобретение обращающихся на открытом рынке
ценных бумаг и иных финансовых инструментов.
3. Отменить доверенность для управляющего товарища на
представительство от имени инвестиционного товарищества
4. Введение ограниченной ответственности товарищей –
вкладчиков по всем обязательствам, кроме налоговых.
5. Дополнить закон указанием на возможность заключения
договора ИТ путем присоединения к предложенному управляющим
партнером договору в целом.
6. Дополнить закон положениями, детализирующими состав общих
расходов товарищей за счет общего имущества.
7. Смягчить запрет на рекламу деятельности в рамках договора
инвестиционного товарищества путем разрешения на размещение
информации в сети Интернет.
8. Дополнить закон положениями, определяющими управляющего
партнера как лицо, которое от имени всех товарищей будет зарегистрировано
в реестрах владельцев ценных бумаг (долей), в ЕГРЮЛ, в реестре прав на
недвижимость, в банковских карточках и т.д.; открывать и закрывать
банковские счета.
9. Установить возможность открытия нескольких банковских
счетов для одного инвестиционного товарищества. 4
10. Дополнить закон указанием на имущественные последствия
прекращения договора инвестиционного товарищества.
11. Дополнить закон указанием на право управляющего размещать
временно свободные средства в банковские депозиты, предоставлять за счет
денежных средств ИТ займы.
12. Допустить возможность в соответствии с договором ограничения
права товарищей-вкладчиков на знакомство с документацией по ведению
общих дел.
13. Допустить возможность в соответствии с договором ограничение
объема информации, предоставляемой управляющим товарищем третьим
лицам (кредиторам).
14. Ввести передачу прав и обязанностей по договору
инвестиционного товарищества управляющим товарищем, если это
предусмотрено договором.
15. Допустить возможность в соответствии с договором ограничения
прав участия товарищей в других договорах.
16. Допустить возможность в соответствии с договором ограничения
прав вкладчиков в принятии решений по ведению общих дел.
17. Уточнить статус и порядок формирования инвестиционного
комитета.
18. Дополнить закон определением перечня действий товарищей –
вкладчиков, которые не считаются ведением общих дел.
19. Допустить возможность вклада товарища, не являющегося
управляющим товарищем, не только денежными средства, если это
предусмотрено договором инвестиционного товарищества.
Принятие указанных поправок в закон «Об инвестиционном
товариществе» позволит совершить качественный прорыв в расширении
использования организационной формы инвестиционного товарищества, а
тем самым, и в развитии инновационных венчурных фондов,
функционирующих в российской юрисдикции, а также перемещению существенной части венчурных фондов из оффшорных зон в Россию. Это
будет способствовать увеличению притока инвестиций в российскую
венчурную индустрию и повышению эффективности деятельности
государственных институтов инновационного развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: