Пояснительная записка к Федеральному закону 243-ФЗ 23.07.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством”
Проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – законопроект)
разработан в целях реализации территориальными органами Фонда
социального страхования Российской Федерации положений части 4 статьи 13
Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее –
Пояснительная записка к Федеральному закону) в части подтверждения оснований для выплаты
территориальными органами Фонда пособий лицам, подлежащим
обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – застрахованные лица).
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение
перехода Фонда социального страхования Российской Федерации (далее –
Фонд) к реализации предоставления органами Фонда государственных услуг
по выплате пособий застрахованным лицам и устранения существующих в
настоящее время пробелов в правовом регулировании данных вопросов.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона закреплены случаи назначения
и выплаты территориальным органом Фонда пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по
уходу за ребенком (далее – пособия) застрахованным лицам, одним из которых
является случай невозможности выплаты пособий страхователем в связи с
недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и
применением очередности списания денежных средств с данного счета,
предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.
Однако порядок подтверждения факта недостаточности денежных
средств на счете страхователя и применения очередности их списания
законодательством не урегулирован, что приводит к отказам предоставления
этих сведений кредитными организациями как самим застрахованным
гражданам, так и территориальным органам Фонда и, как следствие,
неполучению пособий застрахованными гражданами.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона “О банках и
банковской деятельности” сведения о состоянии счета страхователей являются
банковской тайной и могут быть предоставлены Фонду только в случаях,2
23022711.doc
установленных в законе. В действующем законодательстве предусмотрено
предоставление данных сведений только в соответствии с пунктом 8 части 1
статьи 29 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” в
пределах сведений, необходимых для осуществления контроля за выполнением
банками установленных этим законом обязанностей.
Невозможность получения сведений о недостаточности денежных
средств на счетах страхователей в кредитных организациях и о применении
очередности списания денежных средств с данных счетов для подтверждения
оснований осуществления прямых выплат застрахованным лицам
территориальными органами Фонда приводит к созданию административных
барьеров при реализации застрахованными лицами своих прав на получение
гарантированных государством пособий.
В целях улучшения качества предоставления государственных услуг и
обеспечения возможности установления оснований для предоставления
территориальными органами Фонда услуг по назначению и выплате пособий
застрахованным лицам необходимо установить право территориальных
органов Фонда запрашивать и получать от кредитных организаций сведения об
остатках денежных средств на счетах страхователя и недостаточности
денежных средств на счетах страхователя для удовлетворения всех
предъявленных к счетам требований, в случае если указанные сведения не
были представлены страхователем в территориальный орган Фонда.
Также на практике возникают ситуации, когда страхователь, имеющий
задолженность по уплате обязательных платежей и не имеющий на счетах
денежных средств для выплаты пособий, обращается в территориальный орган
Фонда за выделением средств на выплату пособий. При этом территориальный
орган Фонда не вправе запрашивать у такого страхователя документы
(сведения) о применении очередности списания денежных средств с этих
счетов.
В этих случаях перечисленные территориальным органом Фонда
денежные средства для выплаты застрахованным лицам пособий списываются
со счетов страхователей в счет погашения задолженности по налоговым
платежам, а также иным требованиям в соответствии с очередностью списания
средств с данных счетов, предусмотренной Гражданским кодексом Российской
Федерации. В результате возникает ситуация, когда у работодателя по-
прежнему отсутствуют денежные средства для выплаты застрахованному лицу3
23022711.doc
пособий, а Фонд уже исполнил свою обязанность по финансовому
обеспечению страховых выплат.
В связи с изложенным законопроектом предлагается установить норму,
согласно которой территориальным органам Фонда будет предоставлено право
запрашивать в кредитных организациях сведения об остатках денежных
средств на счетах страхователя и недостаточности денежных средств на счетах
страхователя для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований, в
случае если указанные сведения не были представлены страхователем в
территориальный орган страховщика до принятия решения о выделении
средств на выплату страхового обеспечения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: