Пояснительная записка к Федеральному закону 253-ФЗ 27.09.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О Российской академии наук,
реорганизации государственных академий наук и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Проект федерального закона “О Российской академии наук,
реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее –
законопроект) разработан в целях оптимизации организационно-правовых
механизмов управления российской фундаментальной наукой, повышения
эффективности фундаментальных и поисковых научных исследований,
обеспечивающих получение научных результатов мирового уровня.
Законопроектом регулируется порядок создания общественно-
государственного объединения “Российская академия наук” (далее –
“Российская академия наук”) с последующей ликвидацией Российской
академии наук (РАН), Российской академии медицинских наук (РАМН) и
Российской академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия), а
также передачей Российской академии образования (РАО), Российской
академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии
художеств (РАХ) на основании решения Правительства Российской Федерации
с учетом их отраслевой направленности в ведение уполномоченных
федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона “О науке и
государственной научно-технической политике” система управления
академическим сектором науки имеет следующую структуру:
государственные академии наук – РАН и пять отраслевых академий наук:
Россельхозакадемия, РАМН, РАО, РААСН и РАХ, являющиеся юридическими
лицами – государственными бюджетными учреждениями и главными
распорядителями бюджетных средств;
общее собрание государственной академии наук – высший орган
управления академии;
президиум государственной академии наук – постоянно действующий
коллегиальный орган управления академии (деятельность президиума
обеспечивает аппарат президиума академии);
региональные отделения РАН (Сибирское, Уральское и Дальневосточное
отделения), являющиеся юридическими лицами – государственными
бюджетными учреждениями и главными распорядителями бюджетных средств2
23062662.doc
для расположенных в регионе подведомственных РАН государственных
научных учреждений;
региональные научные центры РАН, являющиеся юридическими лицами
– государственными бюджетными учреждениями и представляющие собой
промежуточные звенья управления между РАН и подведомственными
государственными научными учреждениями, расположенными в регионе;
региональные отделения отраслевых академий наук, являющиеся
юридическими лицами – государственными бюджетными учреждениями,
представляющие собой промежуточные звенья управления между отраслевыми
академиями наук и подведомственными государственными научными
учреждениями, расположенными в регионе;
подведомственные государственным академиям наук государственные
научные учреждения и иные организации.
Данная структура характеризуется недостаточной
скоординированностью, особенно в части планирования и управления
финансовыми потоками и имущественным комплексом, что негативно влияет
на состояние фундаментальных и поисковых научных исследований в
академическом секторе науки.
В известной мере это приводит к смещению фактических приоритетов в
деятельности государственных академий наук (даже в условиях увеличения
бюджетной поддержки) на поддержание и отстаивание неизменности в ущерб
решению задач обеспечения динамичного развития фундаментальной науки,
обновления принципов ее организации в соответствии с современными
требованиями.
На основании норм законопроекта будет произведено создание
“Российской академии наук”, разработан и утвержден ее устав, избраны
президент и президиум, образован аппарат, обеспечивающий деятельность
органов управления “Российская академия наук”. После регистрации
“Российской академии наук” будет осуществлена ликвидация РАН, РАМН и
Россельхозакадемии.
Устанавливается также порядок реорганизации РАО, РААСН и РАХ.
По решению Правительства Российской Федерации отдельные функции и
полномочия учредителя и собственника федерального имущества этих
академий наук могут быть переданы уполномоченным федеральным органам
исполнительной власти.
Для “Российской академии наук” и всех государственных академий наук
устанавливается одно звание – действительный член (академик).3
23062662.doc
Членами “Российской академии наук” являются избранные общим
собранием академики. Звание академика должно стать эквивалентом признания
заслуг ученого перед Российской Федерацией и научным сообществом (в том
числе международным).
Процедура выбора академиков “Российской академии наук” – одна из
сложных задач, и при ее решении необходимо, с одной стороны, максимально
учесть мнение научного сообщества, а с другой стороны, исключить
возможность появления замкнутой корпорации ученых, не имеющей стимулов
для развития. Данные сложные вопросы будут урегулированы в уставе
“Российской академии наук”.
Лица, имеющие на момент вступления в силу законопроекта звания
действительных членов (академиков) или членов-корреспондентов РАН,
РАМН и Россельхозакадемии, с момента государственной регистрации
“Российской академии наук” и по их заявлению приобретают правовой статус
академиков “Российской академии наук”. Иностранные члены РАН, РАМН и
Россельхозакадемии становятся иностранными членами “Российской академии
наук”.
Лица, имеющие на момент вступления в силу законопроекта звания
действительного члена (академика) или члена-корреспондента РАО, РААСН
или РАХ, с момента вступления в силу законопроекта и в соответствии с их
заявлениями приобретают правовой статус, соответственно, действительного
члена (академика) РАО, РААСН или РАХ.
На избрание академиков “Российской академии наук”, президента
“Российской академии наук” и двух вице-президентов, а также новых
действительных членов (академиков) РАО, РААСН и РАХ с момента
вступления в силу законопроекта устанавливается 3-летний мораторий.
Законодательно предусматривается закрепить участие “Российской
академии наук”:
– в координации фундаментальных и поисковых научных исследований,
проводимых в Российской Федерации;
– в экспертном научном обеспечении деятельности органов
государственной власти;
– в научно-методическом руководстве государственными научными
организациями, вузовским сектором науки.
Для организационного, правового, аналитического, информационного,
финансового и материально-технического обеспечения деятельности
“Российской академии наук” Правительством Российской Федерации4
23062662.doc
учреждается аппарат “Российской академии наук”, являющийся федеральным
государственным бюджетным учреждением.
Расходы, связанные с обеспечением деятельности “Российской академии
наук”, в том числе с выплатой академических стипендий “Российской академии
наук”, будут предусмотрены отдельной строкой в федеральном бюджете на
соответствующий год. Финансирование “Российской академии наук” будет
осуществляться в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных в
федеральном бюджете для финансирования центрального аппарата РАН,
РАМН и Россельхозакадемии.
Финансовое обеспечение содержания аппарата “Российской академии
наук” будет осуществляться в пределах расходов, предусмотренных в
федеральном бюджете на обеспечение деятельности “Российской академии
наук”.
После создания “Российской академии наук” организации,
подведомственные в настоящее время РАН, РАМН, Россельхозакадемии, по
решению Правительства Российской Федерации будут переданы в ведение
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по
управлению государственным имуществом научных институтов “Российской
академии наук”, а подведомственные РАО, РААСН и РАХ – в иные
федеральные органы исполнительной власти в соответствии со сферами
ведения. Научные учреждения, переданные в ведение агентства, именуются
научными учреждениями “Российской академии наук”. Правительством
Российской Федерации будет установлен особый порядок назначения данным
агентством руководителей научных учреждений “Российской академии наук” с
учетом предложений президиума “Российской академии наук”.
После изменения подведомственности учреждений, подведомственных в
настоящее время государственным академиям наук, финансовое обеспечение
деятельности этих учреждения будет осуществляться за счет бюджетных
ассигнований, которые предусмотрены на содержание подведомственных
государственным академиям наук учреждений и проведение научных
исследований данными учреждениями по Программе фундаментальных
научных исследований государственных академий наук на 2013 – 2020 годы.
В дальнейшем финансирование фундаментальных и поисковых научных
исследований в Российской Федерации будет осуществляться за счет средств
федерального бюджета в рамках утвержденной Правительством Российской
Федерации по согласованию с Российской академией наук программы
фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на
долгосрочный период.5
23062662.doc
Установление одного звания академик для “Российской академии наук” и
звания действительного члена (академика) для РАО, РААСН и РАХ потребует
выделения дополнительных бюджетных ассигнований на выплату окладов
в размере 514240 тыс. руб.
Законопроектом вносятся необходимые изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону
“О науке и государственной научно-технической политике”, а также
в федеральные законы “Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации” и “Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации”.
Законопроектом также регулируются вопросы, связанные с действием
правовых актов и уставов реорганизуемых государственных академий наук,
учредительных документов подведомственных государственным академиям
наук организаций до их приведения в соответствие с законопроектом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: