Пояснительная записка к Федеральному закону 309-ФЗ 22.10.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в статью 7
Федерального закона “О дополнительных гарантиях социальной
защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации”
Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 7
Федерального закона “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей
и работников аппаратов судов Российской Федерации” (далее законопроект) в
части определения стажа работы в должности судьи, разработан во исполнение
постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля
2010 г. № 9-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 7
Федерального закона “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей
и работников аппаратов судов Российской Федерации” в редакции
Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона
“О противодействии коррупции” в связи с жалобами граждан А.А.Анохина и
П.И.Зелинского и запросами Железнодорожного районного суда города
Новосибирска и Кировского районного суда города Ростова-на-Дону, в целях
устранения неопределенности нормы, а также решения проблемы повышения
престижа должности судьи в обществе, поддержания высокого статуса судьи,
закрепления кадров судей в судебной системе.
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть первую
статьи 7 Федерального закона в редакции статьи 4 Федерального закона от
25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона “О противодействии коррупции” (далее Федеральный
закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ) не соответствующим Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1),
в той мере, в какой она распространяется на судей, назначенных (избранных)
на должность до 10 января 2009 г. (даты введения в действие Федерального
закона от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ) и обратившихся за назначением
предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым
засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и
адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи,
дающий право на получение надбавки к заработной плате (при наличии права
на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в
23020832.doc отставку – определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и
всех других видов выплат и льгот.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что впредь
до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений при
обращении судей из числа назначенных (избранных) на должность до
10 января 2009 г. за назначением ежемесячной надбавки к заработной плате, а
при выходе в отставку – ежемесячного пожизненного содержания и иных
предусмотренных законом выплат периоды их предшествующей работы в
качестве прокурора, следователя, адвоката подлежат зачету в стаж работы в
качестве судьи, дающий право на указанные выплаты.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что
этим не затрагивается прерогатива федерального законодателя по
совершенствованию правового регулирования в сфере материального и
социального обеспечения судей Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ в часть
первую статьи 7 Федерального закона были внесены изменения, согласно
которым слова “на должностях, для замещения которых необходимо высшее
юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя,
адвоката” были заменены словами “как на должности судьи, так и на
должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации
“О статусе судей в Российской Федерации”. С учетом того, что слова “в судах и
органах юстиции” из статьи 7 Федерального закона не были исключены,
буквальное ее прочтение дает основание считать, что в стаж работы в качестве
судьи может быть включено время работы на должностях, указанных в
пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации “О статусе судей в
Российской Федерации” лишь при условии замещения этих должностей
непосредственно в судах и органах юстиции. При этом ясно, что ряд
должностей, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации
“О статусе судей в Российской Федерации”, не могут учреждаться и, в связи с
этим, замещаться в судах и органах юстиции.
Редакция части первой статьи 7 Федерального закона не исключает и
иное ее толкование, согласно которому в стаж работы в качестве судьи может
быть включено время работы в любых органах и организациях на должностях,
указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации “О статусе судей
в Российской Федерации”. Однако в этом случае игнорируется наличие в
тексте статьи 7 Федерального закона слов “в судах и органах юстиции”.
Представляется очевидным тот факт, что при подготовке новой редакции
части первой статьи 7 Федерального закона была допущена техническая
23020832.doc 3
погрешность, результатом которой явилась возможность различного
толкования названной статьи.
Наличие в статье 7 Федерального закона нормы, изложенной в части
второй названной статьи и имевшей отношение лишь к самой первой редакции
части первой статьи 7, также создает неопределенность в порядке применения
указанной статьи.
Устранение разночтений статьи 7 Федерального закона возможно только
путем изложения статьи 7 в новой редакции и принципиального изменения
законодательства в вопросе подхода к исчислению стажа судебной работы,
дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот.
Существующее положение создает неравные условия для лиц,
назначенных на должность судьи с большим стажем работы по юридической
профессии, и судей, длительное время работающих исключительно в
должности судьи, поскольку при определении права на отставку, исчислении
размера выходного пособия и ежемесячного пожизненного содержания стаж в
обоих случаях дает равные права, что с учетом интенсивности, опасности
судебной работы, психологической нагрузки, ограничений, установленных для
судей, представляется несправедливым, неконструктивным и не служит
повышению престижа должности судьи.
Предлагаемая редакция статьи 7 Федерального закона
“О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников
аппаратов судов Российской Федерации” сохраняет достигнутый уровень
гарантий в части включения в стаж судебной работы периодов
предшествующей работы в иных должностях, для занятия которых необходимо
наличие высшего юридического образования, но при условии стажа работы
непосредственно в должности судьи не менее 10 лет.
Такой подход позволит исключить случаи притока на судебные
должности лиц с целью получения материальных льгот судьи при
незначительном стаже работы в должности судьи, но при большом стаже
работы по иной юридической профессии. Практика показывает, что 13 часть
судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, имеют стаж работы
непосредственно в должности судьи от 5 до 10 лет.
Исходя из общих принципов действия закона во времени, предлагается
распространить действие норм законопроекта на судей, назначенных
(избранных) на должность после введения закона в действие.
Вместе с тем, в целях защиты прав судей, назначенных (избранных) на
должность до вступления в силу настоящего федерального закона, и
реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
23020832.doc 4
20 апреля 2010 г. № 9-П вводные нормы предусматривают альтернативу
выбора законодательства, регулирующего порядок подсчета стажа судебной
работы при определении права на отставку, получение ежемесячного
пожизненного содержания и выходного пособия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: