Пояснительная записка к Федеральному закону 313-ФЗ 25.11.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации”
Проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации” (далее – законопроект)
разработан во исполнение пункта 1 Перечня поручений Президента
Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного
совета Российской Федерации 18 апреля 2011 г. (№ Пр-1151ГС от 28 апреля
2011 г.).
В последние годы в Российской Федерации складывается сложная
криминальная ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ. Это выражается не только в расширении географии
такой преступной деятельности, увеличении доходов от преступного
наркобизнеса, но и в возрастании числа лиц, потребляющих наркотические
средства и психотропные вещества. Подобная ситуация представляет
серьезную угрозу не только здоровью населения, но и в целом национальной
безопасности Российской Федерации.
Действующее законодательство достаточно обстоятельно регламентирует
вопросы ответственности за совершение правонарушений и общественно
опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств и
психотропных веществ. Вместе с тем, создаваемая сегодня государственная
антинаркотическая система в России должна сочетать в себе не только
контрольные и правоохранительные меры, но и комплекс профилактических,
медицинских, реабилитационных программ.
Ежегодно от передозировок погибает порядка 7 тыс. человек (2009 –
7 592; 2010 – 7 728; 2011 – 6 606). Кроме того, происходит устойчивый рост
числа страдающих от наркотической зависимости людей, расширяется
возрастной диапазон лиц, употребляющих различные наркотические средства и
психотропные вещества. Показатель госпитализации больных опийной
зависимостью за последние 5 лет увеличился в 1,8 раза, причем средний
ежегодный прирост составлял 12,1%.
Систематическое немедицинское потребление наркотиков неизбежно
ведет к криминализации поведения наркопотребителя. Ежегодно за
преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков осуждается более
100 тыс. человек (2010 г. – 107 057; 2011 г. – 103 580). Нельзя считать
нормальной ситуацию, когда в местах лишения свободы практически каждый2
input
пятый отбывает наказание за совершение наркопреступлений либо за
преступления иных категорий, совершенных в состоянии наркотического
опьянения. Сложившаяся беспрецедентная ситуация является неприемлемой и
требует оперативной мобилизации от государства и общества, системных
усилий, направленных на кардинальное снижение наркотизации населения
страны.
В действующем законодательстве Российской Федерации сегодня не
предусмотрен ряд понятий, имеющих существенное практическое значение,
таких как “лечение больных наркоманией”, “медико-социальная реабилитация
больных наркоманией”, “профилактические процедуры”, “побуждение
к лечению от наркомании, а также прохождению медико-социальной
реабилитации лиц, больных наркоманией”, что затрудняет
правоприменительную практику.
В этой связи законопроектом вносятся изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных
веществах”, которые дополняют последний вышеперечисленными понятиями,
согласованными с Минздравом России.
Учитывая, что большая часть потребителей наркотических средств или
психотропных веществ – это подростки и молодые люди, такая криминальная
ситуация, безусловно, наносит существенный вред генофонду нации и
представляет серьезную социально-демографическую угрозу государству. Эта
ситуация требует адекватных подходов к решению проблем, связанных
с противодействием незаконному обороту наркотиков, организацией
эффективного, в том числе предупредительно-профилактического,
противодействия распространению наркомании.
Эффективной мерой для мотивации лиц, больных наркоманией и
потребляющих наркотические средства или психотропные вещества на лечение
и реабилитацию послужит возложение судом обязанности пройти курс лечения
и медико-социальной реабилитации от наркомании.
Исходя из изложенного, законопроектом предлагается наделить суд
в рамках как административного, так и уголовного судопроизводства, правом
возложения на лиц, больных наркоманией, а также лиц, потребляющих
наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача,
дополнительной обязанности пройти курс лечения от наркомании и медико-
социальную реабилитацию либо курс профилактических процедур.
При возложении указанной обязанности судом копию судебного
решения предполагается направлять в соответствующее лечебно-
профилактическое учреждение.3
input
Контроль исполнения обязанности пройти курс лечения от наркомании и
медико-социальную реабилитацию либо курс профилактических процедур,
лицами, на которых такая обязанность будет возложена в порядке статьи 72.1
Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предполагается
осуществлять уполномоченным органом в порядке, аналогичном исполнению
обязанностей, возложенных судом на основании действующей части 5
статьи 73 УК РФ. В отношении лиц, на которых такая обязанность будет
возложена в порядке части 2.1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) контроль
предполагается возложить на уполномоченный орган, в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Действующие нормы КоАП РФ за потребление наркотиков
предусматривают освобождение от административной ответственности при
добровольном изъявлении лицом пройти лечение от наркомании и медико-
социальное восстановление (примечание к статье 6.9. КоАП РФ). При этом
эффективность функционирования данной нормы, при полном отсутствии
механизма контроля за ней, не создает стимула у наркопотребителя обращаться
в лечебно-профилактическое учреждение. В целях обеспечения
ответственности лица, потребляющего наркотики без назначения врача, за его
же решение пройти курс лечения и медико-социальной реабилитации,
предлагается ввести административную ответственность за уклонение от
лечения и медико-социальной реабилитации в связи с заболеванием
наркоманией, а также от курса профилактических процедур.
Принятие данного законопроекта позволит повысить уровень контроля
за прохождением лечения и медико-социальной реабилитации
наркопотребителями, а также послужит дополнительным фактором,
побуждающим как лиц, больных наркоманией, так и потребляющих
наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача
пройти соответствующие медицинские процедуры, направленные на
избавление от наркотической зависимости или вредных последствий
потребления наркотиков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: