Пояснительная записка к Федеральному закону 318-ФЗ 30.11.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в статью 3
Федерального закона “Об экспорте газа” и статьи 13 и 24 Федерального
закона “Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности”
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации
В.Путина (протокол заседания Комиссии при Президенте Российской
Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического
комплекса и экологической безопасности от 13 февраля 2013 г. № А60-26-160)
Минэнерго России разработало проект федерального закона “О внесении
изменений в статью 3 Федерального закона “Об экспорте газа” и статьи 13 и 24
Федерального закона “Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности”.
Законопроектом предлагается предоставить право на экспорт газа в
сжиженном состоянии, помимо ОАО “Газпром” и его дочернего общества:
пользователям недр на участках недр федерального значения, лицензия
на недропользование которых по состоянию на 1 января 2013 года
предусматривает строительство завода по производству сжиженного
природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по
производству сжиженного природного газа;
государственным компаниям, доля участия Российской Федерации в
уставных капиталах которых составляет более чем 50 процентов, являющимся
пользователями участков недр, расположенных в границах внутренних
морских вод, территориального моря, континентального шельфа, включая
Черное и Азовское моря, и их дочерним обществам, в уставных капиталах
которых доля участия таких госкомпаний составляет более 50 процентов
уставного капитала, производящим СПГ из газа, добытого из указанных
участков недр, или из газа, добытого при реализации соглашений о разделе
продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу указанного
Федерального закона.
Данные критерии неоднократно рассматривались в Правительстве
Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и
на совещании у Президента Российской Федерации.
В частности было принято решение о том, что не все недропользователи
на участках недр федерального значения, лицензия на недропользование
которых предусматривает строительство завода по производству сжиженного
природного газа или направление добытого газа для сжижения на завод по
производству сжиженного природного газа, автоматически будут получать
23101236.doc право на экспорт, а только те лицензия на недропользование которых по
состоянию на 1 января 2013 г. предусматривает указанные условия, в том
числе по причине необходимости обеспечения внутреннего рынка газом,
примет такое решение.
Необходимость расширения субъектного состава экспортеров СПГ
обусловлено следующим.
В настоящее время мировой рынок углеводородного сырья находится в
стадии трансформации, обусловленной появлением новых технологий добычи
сырья, снижающих его себестоимость и увеличивающих долю экономически
рентабельных запасов, изменением структуры добычи (добыча
трудноизвлекаемой нефти, сланцевого газа и нефти, освоение шельфовых
месторождений).
Совокупное увеличение предложения за счет добычи трудноизвлекаемых
запасов будет оказывать давление на мировой рынок нефти и газа, прежде
всего, расширяя возможности потребителей по диверсификации поставок
нефти и газа и увеличению конкуренции между добывающими странами.
С другой стороны, активный рост экономик Китая, Индии и в целом
стран АТР будет способствовать увеличению спроса на углеводороды и
открывает новые возможности для России.
Происходящие изменения на мировом энергетическом рынке особенно
чувствительны для газового сегмента, который характеризуется
специфичностью газа как товара и наличием транспортных особенностей.
Развитие технологий сжижения газа фактически превращает газовый рынок,
существовавший до начала 2000-х годов в региональном разрезе (рынок газа
Европы, Северной Америки, стран АТР) в глобальный взаимосвязанный
рынок, такой как нефтяной.
Развитие технологий СПГ ставит новые вызовы для стран
производителей газа, которые реализуют долгосрочные капиталоемкие
проекты в сфере добычи газа, но уже не имеют гарантий спроса со стороны
потребителей на производимый газ, ранее обеспеченных долгосрочными
контрактами.
Как показал проведенный Минэнерго России анализ:
с 2005 по 2012 год объем мировой торговли СПГ вырос в 1,8 раза до
240 млн. т. (330 млрд. куб. м);
доля СПГ в мировом спросе на газ будет увеличиваться с 10%
(330 млрд. куб. м.) в 2012 году до 13% (650 млрд. куб. м.) в 2030 году;
импорт СПГ странами Европы возрастет с 64 млрд. куб. м в 2012 году до
139 млрд. куб. м в 2030 году, импорт СПГ странами АТР – с 211 млрд. куб. м.
до 327 млрд. куб. м.;
23101236.doc существует значительная ценовая дифференциация между
региональными рынками СПГ (США, Япония, Европа), что стимулирует
развитие торговли СПГ в целом и перенаправление потоков СПГ;
увеличивается доля спотовых продаж СПГ (в 2012 году спотовые
продажи СПГ составили порядка 25%);
в целом для европейского рынка характерен постепенный уход от
привязки цен на газ от цен на нефть и сближение между собой контрактных и
спотовых цен на газ, что определяет необходимость для России обеспечить
диверсификацию структуры экспорта в целях сохранения возможности влиять
на ценовую конъюнктуру на рынке.
В настоящее время основными импортерами СПГ являются страны АТР
(Япония, Южная Корея, Индия, Китай) и Европы (Великобритания, Испания,
Франция). Потребность США в импорте СПГ в связи с активным ростом
добычи нетрадиционного газа будет находиться на минимальном уровне в
ближайшей перспективе (до 4 млрд. куб. м).
Как уже было отмечено, рост спроса в Европе на СПГ прогнозируется
более чем в 2 раза. Высокая доля спотовых поставок СПГ в Европу позволяет
не только гибко перенаправлять потоки, но и уже создает конкуренцию для
российского трубопроводного газа при сопоставимом уровне транспортных
затрат. Общие мощности Европы по импорту СПГ уже достигают порядка 50%
от совокупных мощностей трубопроводов.
При этом по самым оптимистичным оценкам спрос Китая и стран Юго-
Восточной Азии на СПГ может увеличиться до 5 раз.
С точки зрения геополитических и экономических интересов Российской
Федерации текущие тенденции на газовом рынке резко изменяют
сложившуюся систему экспорта газа:
увеличение конкуренции на целевом рынке Европы между
производителями сжиженного и трубопроводного природного газа;
увеличение спотовых торгов повышает волатильность рынка и
спекулятивной составляющей, что может приводить к колебанию цен в
широких диапазонах;
значительное количество строящихся и планируемых СПГ проектов в
зарубежных странах с заявленной мощностью в районе до 300 млрд. куб.
увеличивает конкуренцию на рынке СПГ;
наличие конкурентных преимуществ на мировом рынке СПГ у
зарубежных стран:
Катар – низкая стоимость добычи и сжижения газа;
Австралия – минимальные транспортные затраты до рынка АТР;
23101236.doc Норвегия и Алжир – минимальные транспортные затраты до
европейского рынка;
США (потенциальный экспортер) – может экспортировать СПГ с целью
создания добавленной стоимости и получения премии от продажи газа, в
объемах невостребованных внутренним рынком.
С учетом значительного потенциала роста спроса на СПГ в странах АТР,
а также минимальной доли трубопроводного газа представляется
целесообразным данный рынок рассматривать как целевой.
Вопрос либерализации экспорта СПГ должен быть встроен в общую
внешнюю энергетическую политику России, ориентированную на
максимальную монетизацию ресурсного потенциала страны и
мультипликативного эффекта для всей экономики от нефтегазового сектора и
усиление присутствия России на мировом рынке.
Таким образом, принятие решения по расширению субъектного состава
экспортеров природного газа в виде СПГ должно обеспечивать:
увеличение доли России на газовом рынке;
сохранение стабильного уровня цен на газ и сырьевую корзину в целом;
недопустимость конкуренции между производителями российского
трубопроводного и сжиженного газа.
Анализ существующей структуры “единого экспортного канала” в части
экспорта СПГ позволяет сделать вывод:
о его низкой эффективности относительно сегмента СПГ;
новые вызовы на мировом газовом рынке формируют “повестку”
изменения экспортной политики России и повышения ее гибкости в части
диверсифицированности поставок и ценовых стратегий;
наличие единого “экспортного канала” не позволяет в полной мере
обеспечить проектное финансирование строительства СПГ-заводов, поскольку
обязательство продавать газ через организацию – собственника ЕСГ
(с имеющимся кредитным рейтингом и масштабной инвестиционной
программой) снижает возможность привлекать финансирование на особых
условиях.
В целях исключения конкуренции между российскими экспортерами на
зарубежных рынках законопроектом предусмотрен механизм координации
экспорта СПГ. В частности законопроектом предлагается предусмотреть
обязанность экспортеров газа представлять в Минэнерго России информацию
об экспорте газа в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации. Кроме того, предлагается передать Минэнерго России полномочия
Минпромторга России по лицензированию экспорта углеводородного сырья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: