Пояснительная записка к Федеральному закону 327-ФЗ 02.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”
Проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” (далее –
законопроект) разработан в соответствии с пунктом 3 Перечня поручений
Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 18 августа
2011 г. № ВП-П9-5865 по мерам, направленным на социально-экономическое
развитие и укрепление законности и правопорядка в Ставропольском крае,
согласно которому Минсельхозу России совместно с Минэкономразвития
России и Минрегионом России поручено проработать вопрос и представить
проекты актов, предусматривающих внесение изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения” (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону № 101-ФЗ), направленных на
создание правового механизма управления землей, обеспечивающего защиту
интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей при совершении
сделок с землями сельскохозяйственного назначения.
Законопроект направлен на уточнение отдельных положений
Федерального закона № 101-ФЗ, регулирующих отношения, возникающие при
заключении договора аренды земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения.
Пояснительная записка к Федеральному закону № 101-ФЗ является специальным законом,
регулирующим отношения в сфере оборота и использования земель
сельскохозяйственного назначения. Сложившаяся в настоящее время
правоприменительная практика выявила необходимость внесения изменений в
отдельные положения данного закона.
Так, пунктом 3 статьи 9 Федерального закона № 101-ФЗ устанавливается,
что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного
назначения может быть заключен на срок, не превышающий сорок девять лет.
При этом минимальный срок аренды земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения может быть установлен законами субъектов
Российской Федерации только в отношении сельскохозяйственных угодий,
передаваемых в аренду, в зависимости от их разрешенного использования.
В связи с тем что Федеральным законом № 101-ФЗ не оговорен
минимальный срок аренды земельного участка из земель
сельскохозяйственного назначения, в субъектах Российской Федерации
22072335.doc
2
существует практика заключения договоров аренды таких земельных участков
на срок менее одного года. При этом в соответствии с действующим
законодательством договоры аренды, заключенные на срок менее одного года,
не подлежат обязательной государственной регистрации.
Поскольку надзор за соблюдением требований земельного
законодательства юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями осуществляется раз в три года, выявление и пресечение
правонарушений, связанных в том числе с самовольным снятием,
перемещением или уничтожением плодородного слоя почвы, порчей земель
в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами,
а также захламлением и загрязнением отходами производства и потребления
земельных участков, переданных в аренду на срок менее одного года,
практически невозможно.
Вместе с тем установление трехлетнего минимального срока договора
аренды для сельскохозяйственных угодий, используемых для сенокошения и
выпаса сельскохозяйственных животных, может стать барьером для
использования таких сельскохозяйственных угодий, поскольку в силу
природно-климатических факторов осуществление указанных видов
деятельности возможно только в короткий временной период (как правило, от
трех до шести месяцев).
В этой связи предлагается в пункте 3 статьи 9 Федерального закона
№ 101-ФЗ установить минимальный срок договора аренды земельного участка
из земель сельскохозяйственного назначения, определив, что такой срок не
может составлять менее трех лет, за исключением случаев, установленных
Федеральным законом № 101-ФЗ. Также указанный пункт предлагается
дополнить положением, что для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных
животных договор аренды заключается на срок до трех лет.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункт 5
1 статьи 10
Федерального закона № 101-ФЗ, направленные на увеличение срока подачи
заявления о заключении договора купли-продажи или договора аренды
земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и
выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной
собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским
(фермерским) хозяйством, использующим такой земельный участок, с трех до
шести месяцев.
Обусловлено такое продление срока прежде всего тем, что с момента
официального опубликования информации о реализации такого земельного
22072335.doc
3
участка до момента, когда данная информация дойдет до адресата, может
пройти достаточно длительное время.
Это связано с тем, что сельскохозяйственные организации или
крестьянские (фермерские) хозяйства как субъекты малого и среднего
предпринимательства в большинстве случаев не имеют необходимых ресурсов
для мониторинга земельных вопросов, а ведение сельскохозяйственных работ
имеет свои сезонные особенности (посевная, сбор урожая), не позволяющие
оперативно подавать заявления о заключении соответствующих договоров.
Принятие Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” не потребует
дополнительных бюджетных расходов из федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: