Пояснительная записка к Федеральному закону 335-ФЗ 02.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону “О страховании вкладов физических лиц
в банках Российской Федерации”
Законопроект разработан в рамках работы по реализации Стратегии
развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года
(абзац четвертый пункта 7 “Меры по снижению административной нагрузки на
кредитные организации” раздела 3 “Об основных направлениях деятельности
Правительства Российской Федерации и Банка России по обеспечению
развития банковского сектора”, пункт 19 Плана мероприятий по реализации
Стратегии) и направлен на обеспечение унификации надзорных требований
к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию
в системе страхования вкладов (далее – ССВ) на основе международных
принципов надзора и применения мер воздействия.
Законопроектом уточнены положения статьи 44 Федерального закона
“О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”
(далее – Пояснительная записка к Федеральному закону), а именно:
условия, на основании которых банк, ходатайствующий о вступлении
в ССВ, признается удовлетворяющим требованиям для участия в ССВ,
дополнены новым условием “если банком соблюдается установленный Банком
России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах,
оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения,
принимаемые органами его управления” (абзац пятый подпункта “а” пункта 1
статьи 1 законопроекта). Одновременно указанное условие исключено из
состава предусмотренных частью 4 Федерального закона групп показателей, на
основании которых оценивается финансовая устойчивость банка (подпункт “б”
пункта 1 статьи 1 законопроекта);
группы показателей, на основании которых в соответствии с
Федеральным законом производится оценка финансовой устойчивости банка
(часть 4 статьи 44 Федерального закона) дополнены новой группой
“прозрачность структуры собственности” (пункт 6 части 3 статьи 44
Федерального закона в редакции законопроекта), а также уточнен состав
показателей, на основании которых в настоящее время производится оценка
групп показателей оценки капитала, активов, доходности, ликвидности,
качества управления.
В связи с вносимыми изменениями уточнена редакция положений
статьи 44 Федерального закона, определяющих признание Банком России
23021635.doc
2
финансовой устойчивости банка достаточной, а также порядок установления
и опубликования методик, на основании которых оценивается финансовая
устойчивость и группы показателей финансовой устойчивости банка и порядок
раскрытия информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или
косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка
(подпункт “б” пункта 1 статьи 1 законопроекта).
В целях снижения нагрузки на банки статья 44 Федерального закона
дополнена новой частью 6, определяющей, что Банк России для оценки
достоверности учета и отчетности банка, а также установления фактов,
которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию
в ССВ и которые невозможно получить методами дистанционного надзора,
может не проводить в банке, ходатайствующем о выдаче разрешения Банка
России, инспекционную проверку в случае, когда проверка по этим же
вопросам была завершена не ранее чем за три месяца до представления
ходатайства о выдаче разрешения Банка России.
Принимая во внимание, что в настоящее время Банком России
завершены процедуры принятия в ССВ банков, имевших на день вступления в
силу Федерального закона разрешение Банка России, а также учитывая
дополнение статьи 44 Федерального закона новой частью 6, статьи 45 – 47
Федерального закона, части 8 и 9 статьи 48 Федерального закона,
регламентирующие указанные процедуры, признаются утратившими силу,
а также уточнена редакция абзаца первого части 1 статьи 44 Федерального
закона.
Законопроект также уточняет положения статьи 48 Федерального закона
в следующей части:
уточнено наименование статьи 48 Федерального закона;
из оснований, по которым Банк России обязан ввести запрет банку,
исключены группы финансовых показателей (капитал, активы, ликвидность),
несоответствие которым после принятия федерального закона, исключающего
из указанных оснований группы показателей оценки доходности, может,
исходя из жестко формализованной оценки финансовой устойчивости банка
для целей ССВ, являться наиболее болезненным основанием для
вынужденного введения Банком России запрета в отношении банков, которые
являются вполне жизнеспособными, так как недостатки в их деятельности
могут быть не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов
и вкладчиков, то есть банки способны своевременно удовлетворять требования
кредиторов по денежным обязательствам и исполнять обязанности по уплате
обязательных платежей.
23021635.doc
3
При этом в качестве оснований, по которым Банк России вводит запрет
банку, предусмотрены следующие:
учет и отчетность банка неоднократно в течение года признаются Банком
России недостоверными;
банк в течение шести месяцев подряд не выполняет один и тот же
обязательный норматив из числа установленных Банком России в порядке,
определенном Федеральным законом “О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)”, за исключением случаев, когда невыполнение
обязательного норматива вызвано изменением в течение шести месяцев,
предшествующих невыполнению обязательного норматива, методики его
расчета. Невыполнением обязательного норматива в отчетном месяце является
его нарушение по совокупности за шесть и более операционных дней в течение
данного месяца;
группа показателей оценки прозрачности структуры собственности банка
оценивается как неудовлетворительная три месяца подряд;
группа показателей оценки качества управления банком оценивается как
неудовлетворительная три месяца подряд;
банком не соблюдается установленный Банком России порядок
раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих
существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые
органами его управления, три месяца подряд.
В целях обеспечения прозрачности действий Банка России по оценке
банка на предмет соответствия требованиям к участию в ССВ, а также
возможности принятия банком необходимых мер по устранению фактов
(обстоятельств), повлекших несоблюдение им требований к участию в ССВ,
законопроектом предусмотрена обязанность Банка России доводить до
сведения банка информацию о возникновении у него оснований, которые
могут повлечь прекращение его права на привлечение во вклады денежных
средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов
физических лиц (часть 2 статьи 48 Федерального закона в редакции
законопроекта).
Из статьи 48 Федерального закона исключена часть 3.4,
предусматривающая основания, при которых у Банка России появляется право,
а не обязанность на введение запрета на привлечение во вклады денежных
средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, что
направлено на исключение факультативности в принятии Банком России
решения.
23021635.doc
4
Законопроект также содержит некоторые редакционные уточнения
отдельных положений статей 44 и 48 Федерального закона.
Принятие законопроекта позволит унифицировать надзорные требования
к оценке устойчивости кредитных организаций и требования к участию в
системе страхования вкладов, снимет потенциальную проблему вынужденного
введения Банком России запрета на привлечение денежных средств
физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физических лиц
в отношении жизнеспособных банков, что снизит регулятивный риск как для
индивидуальных банков, так и, при определенных ситуациях, для банковской
системы в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: