Пояснительная записка к Федеральному закону 34-ФЗ 12.03.2014

Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
«О судебных приставах» и Пояснительная записка к Федеральному закону
«Об исполнительном производстве»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
«О судебных приставах» и Пояснительная записка к Федеральному закону «Об исполнительном производстве»
(далее – законопроект) разработан в целях повышения эффективности деятельности
Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и обусловлен
необходимостью приведения законодательства Российской Федерации об
исполнительном производстве в соответствии с изменениями
законодательства Российской Федерации, а также со складывающейся судебной
практикой и практикой работы судебных приставов.
Законопроект предусматривает ряд изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных
приставах) и Пояснительная записка к Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном
производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).
В законопроекте дана усовершенствованная редакция ряда статей,
касающихся, в частности, новой редакции присяги судебного пристава, которая
одновременно возлагает на судебного пристава обязанность соблюдения не только
режима законности, но также и требований иных социальных регуляторов,
необходимых для добросовестного исполнения служебных обязанностей судебного
пристава.
Законопроектом также детализируются организационные полномочия
главного судебного пристава Российской Федерации по осуществлению дознания
ФССП Российской Федерации в порядке, предусмотренном уголовно-
процессуальным законодательством, определению порядка проведения розыскных
мероприятий и других полномочий ФССП.
В настоящее время в рамках возбужденных исполнительных производств
судебными приставами-исполнителями выявляются не только признаки
преступлений, отнесенных уголовным законодательством к подследственности
ФССП России, но и признаки состава преступлений, отнесенных к
подследственности иных правоохранительных органов. Так, в 2012 году, по
материалам, собранным дознавателями и судебными приставами-исполнителями
ФССП России, по подследственности передано свыше 7 тыс. сообщений о
преступлениях, возбуждено 18 уголовных дел о преступлениях в сфере экономики и
против порядка управления.
В этой связи законопроектом предлагается правовое закрепление
полномочий судебного пристава-исполнителя по предупреждению, выявлению и
пресечению преступлений и правонарушений.
В законопроекте с учетом принципа добросовестности конкретизируются
порядок извещения и вызова в исполнительном производстве, который адресован
всем участникам исполнительного производства, что подразумевает,
сотрудничество сторон при проведении процедуры принудительного исполнения.
В связи с изложенным важной составляющей является законодательное
закрепление правила о необходимости организациям, участвующим 2
в исполнительном производстве самостоятельно предпринимать меры по
получению информации о движении исполнительного производства. Тем самым
положения статьи 24 Закона об исполнительном производстве
в редакции законопроекта приближаются по своему правовому содержанию
к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации и Гражданскому
процессуальному кодексу Российской Федерации и направлены на унификацию
законодательства об исполнительном производстве.
В целях профилактики коррупционных проявлений, а также расширения
возможностей сторон исполнительного производства получать информацию о ходе
исполнительного производства законопроектом закрепляется правило об
обязательности размещения на официальном сайте Федеральной службы судебных
приставов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации
о совершении исполнительных действий, применении мер принудительного
исполнения.
Также законопроектом предлагается возложить на лицо, участвующее
в исполнительном производстве, обязанность сообщать судебному приставу-
исполнителю о перемене своего адреса во время ведения исполнительного
производства, а также перемене номера телефона и факса, адреса электронной почты.
Возникновение негативных последствий вследствие несоблюдения таких
требований возлагается на лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Законопроектом также предлагается расширить перечень оснований для
вынесения постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В настоящее время законодательно не установлен порядок ведения
исполнительного производства группой судебных приставов-исполнителей Такая
форма взаимодействия наиболее целесообразна по крупным, сложным, сводным
исполнительным производствам и практика создания таких групп имеется.
Законопроект устанавливает основания, условия и порядок создания групп
судебных приставов-исполнителей, регламентирует порядок взаимодействия
судебных приставов внутри такой группы.
На сегодняшний день существует проблема взыскания задолженности
с организаций, которые отвечают признакам недействующего юридического лица.
Так, в 2012 году возбуждено 227 тыс. исполнительных производств в отношении
юридических лиц, имеющих признаки недействующих, на сумму 34,6 млрд. руб. С
учетом остатка, перешедшего с 2011 года, на исполнении находилось 278,7 тыс.
исполнительных производств на сумму 48,6 млрд. руб. в отношении недействующих
юридических лиц (для сравнения: в 2011 году – 346,9 тыс. исполнительных
производств на сумму 43,1 млрд. руб.). Действующим законодательством не
предусмотрена возможность прекращения исполнительного производства в связи с
исключением юридического лица должника-организации из единого
государственного реестра юридических лиц. Это вызывает проблемы в
правоприменительной практике. Исполнительные документы в отношении
недействующих юридических лиц оканчиваются и с актом о невозможности
взыскания возвращаются взыскателю. Но возвращение исполнительного документа
в связи с невозможностью взыскания не является препятствием для повторного его
предъявления, поэтому такие исполнительные документы зачастую предъявляются
взыскателями повторно. Это порождает повторные действия судебного пристава-3
исполнителя по исполнению, дополнительные расходы из бюджета на
исполнение, которые в данных случаях являются бессмысленными, поскольку
организации не существует, она исключена из Единого государственного реестра
юридических лиц.
С учетом изложенного законопроектом предлагается расширение перечня
оснований для прекращения исполнительного производства судом в связи
с внесением записи об исключении юридического лица должника-организации
(взыскателя-организации) из Единого государственного реестра юридических лиц.
С января 2012 года Федеральным законом от 03.12.2011 № Э89-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
на ФССП России в полном объеме возложены функции по розыску должников-
граждан, розыску ребенка по исполнительному документу, содержащему
требование об отобрании ребенка, а также по розыску на основании судебного акта
гражданина-ответчика по гражданскому делу. Так, в 2012 году разыскано 111 детей,
более 82 тысяч должников, из которых 28 тысяч – это должники, уклоняющиеся от
уплаты алиментов.
Кроме того, при производстве розыска судебными приставами были
обнаружены, задержаны и переданы в правоохранительные органы более 3000 лиц,
находящихся в федеральном розыске за различные преступления, в том числе
тяжкие.
Вместе с тем отсутствие правовой регламентации розыскного
инструментария судебного пристава в настоящее время не позволяет в полной мере
реализовать функции исполнительного розыска.
В целях эффективного исполнения возложенной на Службу функции по
розыску указанных лиц и имущества законопроект предлагает закрепить
необходимые на сегодняшний день полномочия судебного пристава-исполнителя по
запросу сведений из банков данных оперативно-справочной, разыскной
информации, обработке необходимых для производства розыска персональных
данных, осуществлению опроса, наведению справок, отождествление личности и др.
Законопроект предусматривает возможность реализации малоценного
имущества должника самим должником самостоятельно либо в порядке
принудительной реализации судебным приставом-исполнителем.
Для целей законопроекта под малоценным имуществом понимается вещь,
рыночная стоимость которой не превышает тридцати тысяч рублей, за исключением
недвижимого имущества, ценных бумаг, имущественных прав, заложенного
имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований
взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую
и художественную ценность.
В настоящее время исполнительский сбор устанавливается в размере семи
процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого
имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч
рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного
документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-
гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации –
пяти тысяч рублей. 4
Исполнительский сбор в размере 500 рублей, как штрафная санкция в
случае неисполнения должником исполнительного документа в срок,
установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, не в
должной мере мотивирует должника к добровольному исполнению требований
исполнительного документа.
Например, в течение 2012 года на исполнении в структурных подразделениях
находилось 10 978 исполнительных производств о сносе самовольно возведенных
строений (в 2011 году – 10 606 исполнительных производств). Из них в отношении
физических лиц на исполнении находилось 9 732 исполнительных производств,
в отношении юридических лиц – 1606.
На проведение работ по сносу самовольно возведенных строений
территориальными органами ФССП России из федерального бюджета выделено
4 928 тыс. руб. Вынесено постановлений о взыскании расходов, понесенных
в процессе исполнения на 4 917 тыс. руб., взыскано в федеральный бюджет
исполнительского сбора всего на 207 тыс. руб.
В этой связи законопроектом предусматривается установление
исполнительского сбора в размере десяти процентов от подлежащей взысканию
суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее тысячи рублей
с должника-гражданина и должника-индивидуального предпринимателя и десяти
тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного
документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-
гражданина и должника-индивидуального предпринимателя устанавливается
в размере пяти тысяч рублей, а с должника-организации – ста тысяч рублей.
Предлагаемые изменения направлены на создание условий для применения
мер принудительного исполнения, а равно на мотивацию должника к полному,
правильному, добровольному и своевременному исполнению требований,
содержащихся в исполнительном документе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: