Пояснительная записка к Федеральному закону 372-ФЗ 21.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону “Об экспортном контроле”
Проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный
закон “Об экспортном контроле” (далее – законопроект) разработан во
исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 г.
№ Пр-3529, Плана мероприятий по совершенствованию государственного
управления в сфере таможенного администрирования экспорта
высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного
контроля в отношении высокотехнологичной продукции, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г.
№ 1974-р, поручения Комиссии по экспортному контролю Российской
Федерации (протокол заседания от 1 декабря 2010 г. № 4) и доработан с учетом
замечаний Государственно-правового управления Президента Российской
Федерации (письма от 7 сентября 2011 г. № А6-6914 и от 18 декабря 2012 г.
№ А6-9751).
Законопроект направлен на совершенствование правовых основ
государственного регулирования в сфере экспортного контроля за продукцией
двойного назначения, которая может быть использована в целях создания
оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и
военной техники, а также подготовки и совершения террористических актов.
Данные вопросы находятся в ведении Российской Федерации
(пункты “а”, “к” и “м” статьи 71 Конституции Российской Федерации).
Внесение изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону “Об экспортном контроле”
(далее – Пояснительная записка к Федеральному закону) связано с необходимостью устранения
избыточных административных барьеров при осуществлении
внешнеэкономической деятельности с высокотехнологичной продукцией в
целях стимулирования роста ее экспорта и обеспечения условий для
инновационного развития страны при одновременном учете интересов
безопасности и выполнении международных обязательств Российской
Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств
его доставки и экспортного контроля.
Наличие государственной аккредитации является необходимым условием
для предоставления генеральной лицензии на экспорт продукции.
В развитие Федерального закона предусматривается наделение правом на
получение государственной аккредитации наряду с российскими2
input
юридическими лицами также и других российских субъектов хозяйственной
деятельности, зарегистрированных в иной организационно-правовой форме и
имеющих опыт внешнеэкономической деятельности. Введение такой правовой
нормы будет стимулировать широкий круг российских участников
внешнеэкономической деятельности создавать программы внутреннего
экспортного контроля и получать государственную аккредитацию, реализовать
на системной основе законодательство в области экспортного контроля.
В целях упрощения процедур администрирования поставок
высокотехнологичной и инновационной продукции и снижения
административной нагрузки на российских участников внешнеэкономической
деятельности, связанной с осуществлением экспорта в иностранные
государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике
общепризнанных принципов и норм международного права в области
нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки,
предусматривается возможность введения в отношении таких государств
режима безлицензионного экспорта некоторых видов контролируемых товаров
(на экспорт контролируемых технологий это не распространяется). Введение
режима безлицензионного экспорта (прекращение его действия), определение
перечня иностранных государств и номенклатуры видов контролируемых
товаров, в отношении которых устанавливается такой режим, осуществляются
Президентом Российской Федерации по представлению Правительства
Российской Федерации. Применительно к случаям введения этого режима
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по
определению порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в
отношении контролируемых товаров.
Законопроектом определены требования к российским участникам
внешнеэкономической деятельности, при выполнении которых они будут
вправе осуществлять поставки контролируемых товаров в иностранные
государства в рамках режима безлицензионного экспорта.
В ряде стран уже действуют аналогичные меры по оптимизации
механизмов госрегулирования поставок контролируемой продукции. Так, в
законодательство США в области экспортного контроля (Федеральный регистр
США, том 76, № 116) в 2011 году внесены изменения, согласно которым
экспорт контролируемой продукции, за исключением отдельных категорий
“чувствительных” товаров, в страны-члены НАТО, а также в Австралию,
Новую Зеландию, Республику Корея и Японию осуществляется без лицензий.
Лицензионные исключения также введены в отношении отдельных видов3
input
контролируемых товаров при их экспорте в Албанию, Гонконг, Индию,
Израиль, Мальту, Сингапур, ЮАР и Тайвань.
В Европейском Союзе действует норма (постановление ЕС № 428/2009
от 5 мая 2009 г.), предусматривающая свободное перемещение большинства
категорий контролируемых товаров во взаимной торговле между
государствами-членами Евросоюза. Кроме того, введено генеральное
разрешение Сообщества, в соответствии с которым поставки контролируемой
продукции, за исключением отдельных категорий “чувствительных” товаров, в
Австралию, Канаду, Японию, Новую Зеландию, Норвегию, Швейцарию и
США не требуют получения лицензий в уполномоченных в области
экспортного контроля государственных органах стран-участниц Евросоюза.
На унификацию и либерализацию мер экспортного контроля также
нацелено принятое в рамках ЕврАзЭс Соглашение о едином порядке
экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС от 28 октября 2003 г.
В соответствии с этим Соглашением на основе требований международных
режимов экспортного контроля, реализованных в российском законодательстве
в области экспортного контроля, разработаны и утверждены
Межгосударственным советом ЕврАзЭС на уровне глав правительств типовые
списки товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, а также
Общие требования к порядку контроля за осуществлением
внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими
экспортному контролю. Во взаимной торговле между государствами-членами
ЕврАзЭС этим Соглашением также предусмотрены свободное перемещение
товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (за исключением
номенклатуры, определяемой каждым из государств-членов ЕврАзЭС на
национальном уровне), и взаимное признание выданных уполномоченными
органами сторон разрешений на вывоз таких товаров и технологий в третьи
страны. Вместе с тем Соглашением установлено, что эти нормы вступают в
силу с даты вступления в силу международного договора о создании единой
таможенной территории ЕврАзЭС. Поскольку Киргизская Республика и
Республика Таджикистан не являются государствами-участниками
Таможенного союза, эти нормы в настоящее время не действуют. Поэтому
Межгосударственным советом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного
союза) на уровне глав государств принято решение от 5 июля 2010 г. № 52,
которым, в частности, дано поручение по разработке нового соглашения о
едином порядке экспортного контроля государств-членов Таможенного союза.
Этим решением также установлено, что до введения в действие нового
соглашения в государствах-членах Таможенного союза применяется4
input
национальное законодательство по контролю перемещения товаров и
технологий, подлежащих экспортному контролю.
Законопроектом также предусматривается снятие ограничений,
связанных с возможностью получения генеральных лицензий только
юридическими лицами. Действие генеральных лицензий предусматривается
распространить не только на контролируемые товары, но и на отдельные виды
контролируемых технологий. При этом сохраняются нормы, устанавливающие,
что генеральные лицензии могут выдаваться только на экспорт в иностранные
государства, придерживающиеся в своей внутренней и внешней политике
общепризнанных принципов и норм международного права в области
нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, и
только лицу, получившему свидетельство о государственной аккредитации
программы внутреннего экспортного контроля.
Также конкретизируется установленная статьей 24 Федерального закона
норма, возлагающая на участников внешнеэкономической деятельности
обязанность проведения идентификации контролируемых товаров и
технологий. Для этого Правительство Российской Федерации наделяется
полномочиями по установлению порядка проведения идентификации и
документальному оформлению ее результатов, а также определению
номенклатуры товаров, информации, работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности (прав на них), в отношении которых требуется
проведение идентификации.
Бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения,
создавшие программу внутреннего экспортного контроля и имеющие
свидетельство о государственной аккредитации, наделяются полномочиями по
проведению идентификации товаров и технологий, связанной с
осуществлением хозяйственными обществами, учредителями которых они
являются, внешнеэкономической деятельности по продвижению на
зарубежные рынки товаров и разработок, исключительные права на которые
принадлежат данным научным учреждениям.
Практика введения института аттестованных специалистов нашла в
Российской Федерации применение в рамках таможенного законодательства и
законодательства о рынках ценных бумаг. В ряде западноевропейских стран
такая практика в сфере экспортного контроля уже применяется.
Законопроектом предусматривается введение института специалистов по
экспортному контролю, наделяемых полномочиями по проведению
идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного
контроля, оформлению и заверению своей подписью (наряду с руководителем5
input
или иным законным представителем юридического лица и индивидуального
предпринимателя) результатов проведения такой экспертизы.
Определены квалификационные требования к специалистам по
экспортному контролю, порядок проведения аттестации претендентов на
получение квалификационного аттестата специалиста по экспортному
контролю, порядок повышения квалификации таких специалистов, требования
к образовательным учреждениям, осуществляющим их обучение по
программам повышения квалификации, а также основания и порядок отзыва
квалификационного аттестата.
Реализация проекта федерального закона не повлечет необходимости
принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу
других федеральных законов.
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных
расходов из федерального бюджета

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: