Пояснительная записка к Федеральному закону 375-ФЗ 21.12.2013

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации»
Концепцией проекта федерального закона «О внесении изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
(далее – законопроект) является внесение изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствование
механизма защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций и
повышение эффективности государственного контроля в сфере кредитной
кооперации и микрофинансовой деятельности.
В частности, законопроектом предусматривается приведение
терминологии Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О
микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее –
Пояснительная записка к Федеральному закону № 151-ФЗ) и Федерального закона № 190-ФЗ «О кредитной
кооперации» (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону № 190-ФЗ) в соответствие с
терминологией Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете» в отношении термина «бухгалтерская (финансовая)
отчетность».
Статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения и дополнения в
Пояснительная записка к Федеральному закону № 151-ФЗ, в том числе устанавливающее обязанности
микрофинансовой организации по информированию заемщиков о включении2
сведений об организации в государственный реестр микрофинансовых
организаций, а также по раскрытию информации о полной стоимости
микрозайма, порядок расчета которой будет устанавливаться федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской
Федерации (далее – уполномоченный орган) путем введения единых
стандартных требований к оформлению договора микрозайма.
В виду наличия в государственном реестре микрофинансовых
организаций большого количества организаций с одинаковым названием, в
целях дополнительной защиты потребителей микрофинансовых организаций от
возможного введения их в заблуждение, законопроетом предлагается ввести
запрет на использование микрофинансовыми организациями одинаковых
названий, а организациям, чьи названия идентичны, предоставить срок (12
месяцев) для решения вопроса об изменении своих наименований.
Законопроект предусматривает уточнение редакции подпункта «б»
пункта 1 статьи 12 Федерального закона № 151-ФЗ, предусматривающего
ограничение для микрофинансовых организаций на прием займов от
физических лиц в размере менее полутора миллионов рублей в целях
недопущения обхода данного ограничения. Кроме того, предлагается
дополнить пункт 1 статьи 12 дополнить подпунктом «в», предоставляющим
право осуществлять выпуск облигаций, номинальной стоимостью менее одного
миллиона пятисот тысяч рублей микрофинансовым организациям, величина
собственных средств которых, рассчитанная в порядке, установленном3
уполномоченным органом, составляет не менее 100 миллионов рублей, а
показатель экономического норматива достаточности собственных средств при
осуществлении выпуска облигаций соответствует установленному
уполномоченным органом значению.
Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП
РФ), в том числе детализировать виды административных правонарушений в
сфере кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, а также
усилить административную ответственность за нарушение законодательства в
указанных сферах, поскольку предусмотренные административные наказания
несоизмеримы с последствиями, которые могут возникнуть в связи с
неисполнением требований законодательства в сфере микрофинансовой
деятельности по таким видам административных правонарушений как:
неопубликование или непредставление правил предоставления микрозаймов;
нарушение экономических нормативов достаточности собственных средств и
ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные
средства физических лиц и юридических лиц в виде займов; осуществление
микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством
о микрофинансовой деятельности и т.д.
Кроме того, предполагается введение административной ответственности
за использование юридическим лицом, не включенным в государственный
реестр микрофинансовых организаций, в своем наименовании словосочетания4
«микрофинансовая организация», поскольку действующая редакция КоАП РФ
не предусматривает данной ответственности.
В соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ кредитный
потребительский кооператив обязан соблюдать финансовые нормативы,
установленные частью 4 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ, а также
дополнительные финансовые нормативы, устанавливаемые уполномоченным
органом. Кроме того, имеет ряд ограничений и обязанностей, ответственность
за нарушение которых в настоящее КоАП РФ не предусмотрена.
Законопроектом также предлагается установить административную
ответственность за несоблюдение кредитным потребительским кооперативом
финансовых нормативов, нарушение сроков расчетов со своими членами
(пайщиками), порядка размещения денежных средств и иных требований
законодательства в сфере кредитной кооперации.
При этом законопроект предусматривает введение дифференцированного
подхода при применении административного наказания, предусматривающего
административные наказания в виде предупреждения, административного
штрафа и дисквалификации. Размер диапазона административных штрафов
предоставит возможность должностным лицам, уполномоченным
рассматривать дела об административных правонарушениях,
индивидуализировать административное наказание в каждом конкретном
случае и назначать административное наказание в пределах санкции в
зависимости от конкретных обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину5
правонарушителя, учитывая характер совершенного правонарушения и степень
вины правонарушителя.
Кроме того, законопроектом предусмотрено, что в случае, если после
выявления нарушения законодательства в сфере кредитной кооперации и
микрофинансовой деятельности необходимо проведение экспертизы или иных
процессуальных действий, требующих значительных временных затрат,
законопроект предоставляет уполномоченному органу право проводить
административное расследование. Также предлагается увеличить сроки
давности привлечения кредитных потребительских кооперативов и
микрофинансовых организаций к административной ответственности.
Указанные дополнения позволят более эффективно реализовывать функции
уполномоченного органа по контролю и надзору в сфере микрофинансовой
деятельности и кредитной кооперации.
Одновременно законопроект предусматривает уточнение наименования
статьи 5.54 КоАП РФ, поскольку в названии указанной статьи имеется
смысловая неточность, касающаяся слова «неисправлению», которая может
повлечь за собой некорректное толкование и иметь негативные правовые
последствия.
Законопроектом предлагается внесение в Пояснительная записка к Федеральному закону от 13 марта
2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» дополнения, предусматривающего введение
ограничения на размещение рекламы, связанной с предоставлением займа от
нефинансовых организаций, ввиду того, что правоотношения таких6
организаций и их заемщиков не регулируются нормами специального
законодательства, предусматривающими обязанность займодавцев
предоставлять информацию о полной стоимости займа, об условиях договора
займа, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе
организации и заемщика и т.д. Данные неконкурентные преимущества
организаций, не регулируемых специальным законодательством, приводят к
случаям введения заемщиков в заблуждение и невозможности оценить,
насколько предлагаемые услуги сопоставимы с аналогичными на рынке
финансовых услуг.
Также законопроект предусматривает распространение на рекламу
займов требований по раскрытию всех условий, определяющих стоимость
займа, если такая реклама содержит хотя бы одно условие, влияющее на его
стоимость. Данная поправка предусматривает введение требований по рекламе
займов в соответствии с аналогичными требованиями, действующими для
рекламы кредитов, и направлена на то, чтобы требования по рекламе
аналогичных услуг были одинаковыми, убирая неконкурентные преимущества
в отношении рекламы займов.
При этом законопроектом предусматривается распространение
ответственности за нарушение данных требований по рекламе как в отношении
рекламодателя, так и в отношении рекламораспространителя.
В целях формирования единых подходов по предоставлению информации
в бюро кредитных историй законопроектом предусматривается введение7
обязанности для микрофинансовых организаций предоставлять информацию,
необходимую для формирования кредитных историй, об операциях
юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их
согласия хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в
государственный реестр бюро кредитных историй в порядке и на условиях,
которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в
соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О
кредитных историях». При этом микрофинансовым организациям
предоставляется полугодовой период для того, чтобы они успели выбрать
удовлетворяющее их требованиям бюро кредитных историй и заключить с
ними договоры о предоставлении информации.
В качестве мер по усилению контроля в сфере микрофинансовой
деятельности законопроект предусматривает предоставление уполномоченному
органу право на исключение микрофинансовой организации из
государственного реестра микрофинансовых организаций за неоднократное
нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а
также введение обязанности для организаций, исключенных из
государственного реестра микрофинансовых организаций, по направлению в
уполномоченный орган свидетельства о внесении его в государственный реестр
микрофинансовых организаций.8
В соответствии Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений» изменился правовой статус бюджетных
учреждений и казенных учреждений, в связи с чем в законопроект включены
положения, допускающие создание микрофинансовых организаций в форме
бюджетного учреждения и содержащие запрет на создание микрофинансовых
организаций в форме казенного учреждения.
Учитывая, что законопроектом устанавливается административная
ответственность в сфере кредитной кооперации, вносятся существенные
изменения в нормы об административной ответственности в сфере
микрофинансовой деятельности, а также вводятся новые обязанности для
микрофинансовых организаций, предлагается отсрочить вступление
федерального закона на сто восемьдесят дней после дня его официального
опубликования

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: