Пояснительная записка к Федеральному закону 381-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений
в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации”
Настоящий законопроект подготовлен в целях совершенствования
правоприменительной практики при раскрытии и расследовании наиболее
опасных преступлений, связанных с организацией либо содержанием
притонов для потребления наркотических средств или психотропных
веществ.
В частности, следственная и судебная практика по уголовным делам
о преступлениях, предусмотренных статьей 232 “Организация либо
содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных
веществ или их аналогов” Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее – УК РФ) свидетельствует об имеющихся проблемах по вопросам
привлечения к уголовной ответственности виновных лиц за организацию
или содержание притонов для потребления наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов в разных регионах страны. В силу
отсутствия единообразного подхода это приводит к нестабильности
принимаемых судебных решений, зачастую влечет необоснованное
освобождение от ответственности виновных лиц.
В частности, под притоном, под его организацией и содержанием
понимается помещение, приспособленное исключительно с одной целью –
для потребления наркотических средств. Как показывает практика, несколько
случаев употребления наркотических средств в квартире, где проживает
организатор, не является основанием для её признания притоном;
предоставление гражданином своего жилого помещения, посуды и других
приспособлений для изготовления раствора наркотических средств,
поддержание удобного для потребления наркотиков и психотропных
веществ порядка в квартире и т.п. не могут рассматриваться как организация
и содержание притона. Так, президиум Верховного Суда Удмуртской
Республики 24 декабря 2010 г. отменил судебные решения и прекратил2
input 02.10.16
уголовное дело за отсутствием состава преступления в отношении гр-на М.,
осужденного судом первой инстанции за действия, связанные с
организацией и содержанием притона для потребления наркотических
средств, которые выразились в том, что он систематически принимал у себя в
доме и во дворе дома посторонних лиц, которым предоставлял
приспособления для внутривенных инъекций, изготавливал наркотические
средства для их совместного употребления, регулировал посещаемость,
поддерживал соответствующий порядок. При проверке решения
вышеназванного Верховного Суда Республики своим Определением от 13
октября 2011 г. № 43-Дп 11-7 коллегия Верховного Суда Российской
Федерации поддержала его по тем мотивам, что дом, где проживал гр-н М.,
использовался им по прямому назначению как жилое помещение.
Эпизодическое употребление в доме, а также во дворе дома наркотических
средств с другими гражданами, по смыслу закона не может рассматриваться
как организация и содержание притона.
Как показывает практика, притоносодержатели крайне редко
подыскивают, приобретают или нанимают жилые или нежилые помещения
исключительно только для целей потребления наркотических средств. Они
практически в большинстве случаев используют для этих целей свое жилое
(реже нежилое) помещение, где проживают сами, зачастую с семьями. В
результате при квалификации деяния фактических притоносодержателей
искусственно снижается общественная опасность указанного деяния, и они
привлекаются к уголовной ответственности несоразмерно в сторону
уменьшения содеянному, хотя общественная опасность такого рода
преступлений не зависит, специально ли квартира приобретена под притон
либо в этих целях систематически используется личное жилое помещение.
При сравнении диспозиции статьи 232 УК РФ с диспозицией
статьи 241 “Организация занятия проституцией” УК РФ, которая
предусматривает уголовную ответственность не только за содержание3
input 02.10.16
притонов для занятия проституцией, но за “систематическое
предоставление помещений” для этих целей, свидетельствуют о разных
подходах в установлении запретительных норм уголовного права при
явной схожести степени общественной опасности организационных форм
указанных преступлений.
С учетом изложенного подготовленный законопроект направлен на
устранение вышеназванного несоответствия, предусматривая уголовную
ответственность не только за организацию и содержание притонов для
потребления наркотических средств, но и за систематическое предоставление
помещений для этих целей.
Принятие данного законопроекта в наиболее полной мере обеспечит
эффективность деятельности правоохранительных органов и судов в борьбе
с незаконным оборотом и потреблением наркотиков и психотропных
веществ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: