Пояснительная записка к Федеральному закону 394-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О ратификации Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций”
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите
инвестиций (далее – Соглашение) подписано в г. Москве 15 апреля 2013 г.
Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. №
456, и в значительной степени воспроизводит его положения.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск инвестиций инвесторов государства одной Договаривающейся
Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны в
соответствии с законодательством государства принимающей
Договаривающейся Стороны.
2. Предоставление каждой Договаривающейся Стороной инвестициям
инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны режима не менее
благоприятного, чем тот, который предоставляется инвестициям собственных
инвесторов или инвестициям инвесторов любого третьего государства.
3. Сохранение за каждой Договаривающейся Стороной права применять
и вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных
инвесторов и их инвестиций, включая реинвестированные инвестиции.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из
Договаривающихся Сторон не обязана распространять на инвестиции
инвесторов государства другой Договаривающейся Стороны преимущества,
которые она предоставляет инвестициям инвесторов любого третьего
государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном союзе
или любом аналогичном интеграционном образовании, а также на основе
соглашений об избежании двойного налогообложения или других
договоренностей по вопросам налогообложения.
4. Гарантия защиты инвестиций инвесторов от принудительного
изъятия – национализации, экспроприации или иных мер, имеющих
аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие
меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с
законодательством государства принимающей Договаривающейся Стороны,
на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой,
адекватной компенсации.2
Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение компенсации в
случае причинения вреда или нанесения ущерба их инвестициям, в частности
вследствие войны, гражданских беспорядков и иных подобных обстоятельств.
5. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других
платежей в связи с инвестициями после выполнения инвесторами всех своих
налоговых обязательств.
6. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов
при разрешении споров между одной Договаривающейся Стороной и
инвестором государства другой Договаривающейся Стороны, включая
международный арбитраж, а также способов урегулирования споров между
Договаривающимися Сторонами относительно толкования и применения
положений Соглашения.
Соглашение по сравнению с типовым соглашением содержит отличия,
которые не имеют принципиального характера и заключаются в следующем.
1. С целью обеспечения более полной защиты инвестиций, уже
осуществленных или планируемых российскими инвесторами в ближайшее
время, в статье 11 Соглашения предусмотрено, что Соглашение применяется
ко всем инвестициям, осуществленным после 1 января 1992 г., а не после
вступления его в силу, как это предусмотрено в типовом соглашении. Также
для исключения возможности оспаривания принятых ранее решений об
экспроприации инвестиций или судебных решений и возникновения
дополнительных обязательств, в том числе финансовых, установлено, что
Соглашение не применяется к спорам в отношении фактов и действий,
касающихся инвестиций, и возникшим до его вступления в силу.
Одновременно указанное положение исключает риски, связанные, в частности,
с возможными исками к России как к государству – правопреемнику СССР.
2. Отсутствие в пункте 4 статьи 3 Соглашения изъятия из режима
наибольшего благоприятствования в отношении стран, входивших ранее в
состав СССР, существенно нивелируется сохранением в Соглашении изъятия
из этого режима в связи с участием России в зонах свободной торговли,
таможенном союзе или любом аналогичном интеграционном образовании.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и
не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии со статьей 15
Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации”,
поскольку содержит положения, не предусмотренные российским
законодательством. В частности, в Федеральном законе “Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации” не оговорено предоставление3
инвесторам и их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, не
предусмотрены условия, размер и порядок выплаты компенсаций в случаях
принудительного изъятия инвестиций и возмещения ущерба.
Реализация Соглашения не предусматривает расходов федерального
бюджета. Вместе с тем в случае экспроприации инвестиций узбекских
инвесторов или нанесения им иного ущерба Российская Федерация должна
будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях,
когда в судебном порядке будет определено, что Российская Федерация не
выполняет закрепленные в Соглашении обязательства перед узбекскими
инвесторами. Такие же обязательства принимает на себя Правительство
Республики Узбекистан.
Принятие закона не потребует признания утратившими силу,
приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального
законодательства.
Реализация Соглашения обеспечит инвесторам долговременную
стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать
активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества
между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: