Пояснительная записка к Федеральному закону 412-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “Об аккредитации
в национальной системе аккредитации”
Проект федерального закона “Об аккредитации в национальной системе
аккредитации” (далее – проект федерального закона) разработан в соответствии
с Концепцией формирования единой национальной системы аккредитации в
Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 12 октября 2010 г. № 1760-р, а также Планом законопроектной
деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год,
утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2011 г. № 2425-р.
Проект федерального закона направлен на:
обеспечение эффективного использования механизма аккредитации как
одной из форм государственного регулирования;
создание и эффективное функционирование национальной системы
аккредитации Российской Федерации, установление единой политики, единых
принципов и правил аккредитации на территории Российской Федерации;
обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении
объективных и достоверных результатов деятельности аккредитованных лиц;
повышение компетентности и эффективности деятельности
аккредитованных лиц;
гармонизацию правил и процедур аккредитации с международными
стандартами и рекомендациями, создание условий для признания внутри
страны и за рубежом результатов аккредитации и результатов деятельности
аккредитованных лиц;
устранение неоправданных препятствий для развития торговли и
производства;
создание условий для добросовестной конкуренции и недопущения ее
ограничения в области оценки соответствия, обеспечения единства измерений
и других областях;
обеспечение открытости и доступности информации в области
аккредитации для всех заинтересованных лиц;
создание института независимых экспертов по аккредитации и
механизма досудебного обжалования решений в области аккредитации.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации
отсутствует определение аккредитации как формы государственного
регулирования, что позволяет применять механизм аккредитации в различных
сферах общественных отношений и в различных целях.2
Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих деятельность по аккредитации, а также практики их
применения показал следующие недостатки действующей системы
аккредитации:
неоднородность правовых норм, устанавливающих требования к порядку
аккредитации и органам по оценке соответствия, что не дает возможности
установления единого порядка аккредитации и проведения единой политики в
данной области;
несоответствие организации системы аккредитации и правил по
аккредитации международным документам, что создает барьеры выходу на
внешние рынки российской продукции из-за отсутствия международного
признания результатов оценки соответствия;
низкий уровень безопасности продукции из-за выдачи аккредитованными
организациями документов, удостоверяющих соответствие заданным
требованиям, без проведения необходимых исследований (испытаний),
измерений, экспертиз, оценок и т.п.;
отсутствие института независимых экспертов по аккредитации.
Следствием сложившегося порядка аккредитации являются высокие
издержки добросовестного бизнеса на оценку соответствия продукции и
других объектов установленным требованиям.
Неоднородность норм, устанавливающих требования к органам по
оценке соответствия и порядку их аккредитации, существующая в
действующем законодательстве, не дает возможности полноценного
формирования единой национальной системы аккредитации в Российской
Федерации.
Разрозненность и недостаточность правовых основ организации и
проведения аккредитации, отсутствие единых правил аккредитации,
гармонизированных с международными документами, снижает значимость
отечественной аккредитации и является препятствием для вступления России в
международные организации по аккредитации и свободного продвижения
российской продукции на международном рынке.
Предметом регулирования проекта федерального закона являются
отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной
власти, юридическими и физическими лицами при осуществлении
аккредитации:
1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ по
оценке соответствия, выполняемых органами государственной власти, органов
по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих3
работы по подтверждению соответствия авиационной техники и объектов
гражданской авиации; морских и речных гражданских судов);
2) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению
мероприятий по контролю;
3) экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными
органами исполнительной власти при осуществлении отдельных полномочий,
в частности:
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на выполнение
работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекаемых
федеральными органами исполнительной власти в соответствии с
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения”, Федеральным законом
от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ “О семеноводстве”, Градостроительным
кодексом Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона также распространяются на
случаи обращения с заявлением об аккредитации в национальной системе
аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства
измерений в отношении добровольных к исполнению требований, а также
выполняющих исследования, испытания и измерения.
Проект федерального закона базируется на принципах и основных
положениях международных норм и правил в области аккредитации.
Проектом федерального закона определены цели применения механизма
аккредитации в национальной системе аккредитации как формы
государственного регулирования и принципы аккредитации,
гармонизированные с международными документами.
Так, основными целями аккредитации являются обеспечение доверия к
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении ими деятельности в сфере аккредитации, создание условий для
признания результатов деятельности аккредитованных юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей внутри страны и за рубежом.
К основным принципам, в соответствии с которыми должна
осуществляться аккредитация на территории Российской Федерации,
относятся:
осуществление полномочий по аккредитации единым национальным
органом по аккредитации;
компетентность и независимость национального органа по аккредитации;4
объективность и беспристрастность;
добровольность;
открытость и доступность правил аккредитации;
недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации
полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и
обеспечению единства измерений;
единство правил аккредитации и обеспечение равных условий
заявителям, претендующим на получение аккредитации;
обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе
осуществления деятельности по аккредитации, составляющих
государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и
использование таких сведений только в целях, для которых они
предоставлены;
недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для
пользования услугами аккредитованных лиц;
создание условий для взаимного признания результатов оценки
соответствия государствами – членами Евразийского экономического
сообщества, а также иными иностранными государствами;
обеспечение единства экономического пространства на территории
Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия
аттестатов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации
и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Действие проекта федерального закона распространяется на следующих
участников национальной системы аккредитации:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области аккредитации;
2) национальный орган по аккредитации;
3) совет по аккредитации при федеральном органе исполнительной
власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области аккредитации (далее – совет
по аккредитации);
4) экспертов по аккредитации и технических экспертов;
5) аккредитованных юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей;
6) комиссию по апелляциям при национальном органе по аккредитации.
Проектом федерального закона определены права и обязанности
участников национальной системы аккредитации Российской Федерации.5
В целях обеспечения независимости и объективности принимаемых
решений в области аккредитации проектом федерального закона
предусмотрено создание при федеральном органе исполнительной власти,
осуществляющем функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, Совета по
аккредитации.
Проект федерального закона содержит правовые нормы,
устанавливающие порядок организации и функционирования единой
национальной системы аккредитации Российской Федерации, единые правила
аккредитации, применяемые на территории Российской Федерации, в том
числе:
требования к порядку представления заявителем заявления и документов,
необходимых для аккредитации, и приема их национальным органом по
аккредитации;
требования к порядку проверки соответствия заявителя установленным
критериям аккредитации;
требования к порядку принятия решения о предоставлении аттестата
аккредитации или об отказе в аккредитации;
требования к содержанию, сроку действия аттестата аккредитации;
требования к порядку аккредитации на новый срок;
требования к порядку предоставления национальным органом по
аккредитации дубликата аттестата аккредитации и копии аттестата
аккредитации;
требования к порядку переоформления аттестата аккредитации;
требования к порядку расширения области аккредитации;
требования к порядку прекращения действия аттестата аккредитации;
требования к порядку приостановления и возобновления действия
аттестата аккредитации, аннулирования аттестата аккредитации, сокращения
области аккредитации;
требования к порядку подтверждения компетентности аккредитованного
лица;
особенности осуществления государственного контроля за
деятельностью аккредитованных лиц;
ответственность участников аккредитации.
Проектом федерального закона устанавливаются также заключительные
и переходные положения.
Результатом принятия проекта федерального закона должно стать
создание и эффективное функционирование национальной системы
аккредитации Российской Федерации, действующей в соответствии с6
установленными едиными принципами и правилами аккредитации,
гармонизированными с международными требованиями.
Это позволит достичь следующего:
обеспечить открытость и прозрачность правил аккредитации;
повысить качество работ по оценке соответствия и защитить рынок от
опасной продукции;
повысить доверие со стороны потребителей, органов исполнительной
власти, изготовителей и продавцов к результатам деятельности
аккредитованных лиц;
создать конкурентный рынок работ аккредитованных лиц;
сократить издержки бизнеса как при аккредитации, так и при выпуске
продукции в обращение;
создать предпосылки для признания как результатов аккредитации, так и
результатов деятельности аккредитованных лиц за рубежом, которые приведут
к устранению неоправданных препятствий для развития торговли.
Все это будет способствовать повышению международного авторитета
национальной системы аккредитации Российской Федерации, признанию
отечественной аккредитации международными организациями, обеспечению
безопасности и повышению конкурентоспособности российских товаров,
соответствие которых подтверждено аккредитованными лицами в
национальной системе аккредитации Российской Федерации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: