Пояснительная записка к Федеральному закону 422-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
“О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного
пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и
инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и
осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений”
Проект федерального закона “О гарантировании прав застрахованных
лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации
при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений,
установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных
накоплений” (далее – законопроект) устанавливает организационные, правовые
и финансово-экономические основы создания и функционирования системы
гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного
пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и
инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и
осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений (далее –
система гарантирования прав застрахованных лиц).
Законопроект подготовлен в соответствии с частью 5 статьи 3
Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ “О порядке
финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений”, которая
предусматривает разработку отдельного федерального закона,
устанавливающего порядок и условия возмещения недостающих средств
пенсионных накоплений (далее – СПН) в случае, если сумма средств
пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части
индивидуального лицевого счета и на пенсионном счете накопительной части
трудовой пенсии на день, с которого устанавливается выплата за счет средств
пенсионных накоплений, меньше общей суммы страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии по старости, средств дополнительных
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов
работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных
накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала,
направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии (далее
-взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии),
подлежащих учету в специальной части индивидуального лицевого счета и на
пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии за весь период
формирования пенсионных накоплений, а также в соответствии с поручениями
Правительства Российской Федерации в части необходимости обеспечения2
230807b0.doc
гарантий сохранности СПН в период формирования и инвестирования СПН и
обеспечения выплаты назначенных пенсий в полном объеме на протяжении
всего срока выплат.
Система гарантирования прав застрахованных лиц должна обеспечить
покрытие возможного дефицита СПН по сравнению с номинальным размером
взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии,
поступивших в пользу застрахованного лица, при смене страховщика по
обязательному пенсионному страхованию (далее – ОПС) и при установлении
застрахованному лицу выплаты за счет СПН, а также гарантировать стабильное
получение назначенных пенсий. В этой связи предлагается считать
гарантийным случаем:
недостаток СПН на счете застрахованного лица при переходе
застрахованного лица от одного страховщика по ОПС к другому страховщику
по ОПС;
недостаток СПН, сформированных за счет средств (части средств)
материнского (семейного) капитала, при отказе застрахованного лица от
направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на
формирование накопительной части трудовой пенсии ( далее – НЧТП) и выборе
другого направления использования указанных средств;
недостаток СПН на счете застрахованного лица на момент назначения
ему НЧТП, срочной пенсионной выплаты (далее – СПВ) или единовременной
выплаты;
недостаточность средств выплатного резерва страховщика по ОПС или
средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена
СПВ, для осуществления выплаты соответственно НЧТП или СПВ;
недостаточность СПН для полного исполнения обязательств перед
застрахованными лицами в случае аннулирования лицензии у
негосударственного пенсионного фонда (далее – НПФ) и передачи СПН
застрахованных лиц в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР);
недостаточность СПН в случае банкротства страховщика по ОПС,
являющегося НПФ, и перевода застрахованных лиц в ПФР;
снижение резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по ОПС до
минимального размера, установленного Правительством Российской
Федерации.
Для обеспечения равенства прав граждан система гарантирования прав
застрахованных лиц должна охватывать всех застрахованных лиц в системе
ОПС. Необходимо учитывать, что на стадии формирования НЧТП
застрахованное лицо может неоднократно менять страховщика по ОПС путем3
230807b0.doc
отказа от формирования НЧТП через ПФР и выбора НПФ в соответствии с
законодательством Российской Федерации об ОПС и наоборот. В этой связи
предлагается создать двухуровневую систему гарантирования прав
застрахованных лиц, включающую резервы по ОПС (внутренние гарантийные
фонды), создаваемые каждым страховщиком по ОПС, а также
общенациональный фонд гарантирования пенсионных накоплений (далее –
ФГПН), объединяющий всех страховщиков по ОПС, что позволит обеспечить
права застрахованных лиц в системе ОПС оптимальным образом.
Законопроектом предполагается установить предельные значения ставок
гарантийных взносов на формирование ФГПН соответственно для НПФ и для
ПФР. При этом конкретные значения таких ставок, позволяющие обеспечить
формирование указанного фонда в размере, достаточном для обеспечения
финансовой стабильности системы гарантирования прав застрахованных лиц,
будут определяться и при необходимости корректироваться Банком России.
Обеспечение функционирования системы гарантирования прав
застрахованных лиц, включая управление ФГПН, в соответствии с
законопроектом предлагается возложить на государственную корпорацию
“Агентство по страхованию вкладов” (далее – Агентство). Законопроектом
также предусматривается наделение Агентства функцией конкурсного
управляющего (ликвидатора) при банкротстве страховщиков по ОПС,
являющихся НПФ.
В настоящее время Агентство обладает большим практическим опытом
как в сфере обеспечения компенсационных выплат, так и в сфере организации
управления значительным объемом средств, составляющих фонд
обязательного страхования вкладов, и возложение на него новых функций
потребует относительно небольших временных и финансовых издержек. Кроме
того, Агентство, как государственная корпорация, находится под постоянным и
эффективным контролем со стороны государства.
Законопроектом предусматривается следующий механизм
функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц. При
наступлении гарантийного случая страховщик по ОПС исполняет
обязательства перед застрахованными лицами в объеме, равном сумме
гарантируемых средств. Недостающие средства зачисляются страховщиком по
ОПС на счет застрахованного лица или в выплатной резерв страховщика по
ОПС и (или) в состав СПН застрахованных лиц, которым установлена СПВ, за
счет резерва по ОПС. В случае недостаточности средств такого резерва для
исполнения обязательств перед застрахованными лицами в полном объеме4
230807b0.doc
страховщик по ОПС, являющийся НПФ, задействует имущество для
обеспечения уставной деятельности.
В целях обеспечения исполнения обязательств страховщика по ОПС,
являющегося НПФ, возникших из договоров об ОПС, при наступлении
гарантийного случая, связанного с банкротством НПФ, Агентство выплачивает
ПФР гарантийное возмещение в размере:
недостаточности СПН застрахованных лиц, определенной на основании
реестра обязательств НПФ;
недостаточности средств выплатного резерва НПФ для исполнения
обязательств по выплате НЧТП застрахованным лицам, которым установлена
НЧТП;
недостаточности СПН застрахованных лиц, которым установлена СПВ,
для исполнения обязательств по СПВ застрахованным лицам, которым
установлена СПВ.
В соответствии с законопроектом заключать договоры об ОПС будут
иметь возможность только НПФ, участвующие в системе гарантирования прав
застрахованных лиц. Для участия в системе гарантирования прав
застрахованных лиц НПФ должны получить положительное заключение Банка
России о соответствии определенным требованиям. Законопроектом
устанавливаются порядок и сроки направления НПФ соответствующего
ходатайства в Банк России, принятия Банком России соответствующего
решения, обжалования НПФ отрицательного заключения Банка России.
НПФ, отказавшиеся от участия в системе гарантирования прав
застрахованных лиц или получившие отрицательное заключение Банка России,
обязаны прекратить договоры об ОПС и передать соответствующие СПН в
ПФР.
Средства резерва по ОПС страховщиков по ОПС будут инвестироваться
в порядке, установленном Банком России. Средства ФГПН, объединяющего
всех страховщиков по ОПС, будут инвестироваться Агентством в
высоконадежные активы в соответствии со статьей 7
1 Федерального закона от
12 января 1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: