Пояснительная записка к Федеральному закону 430-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
СТАТЬЮ 5.63 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
Предлагаемый проект федерального закона направлен на создание единого
механизма привлечения к административной ответственности лиц,
задействованных в процедурах, связанных с предоставлением государственных и
муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной
власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также
местными администрациями и иными органами местного самоуправления,
осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Предусмотренная в настоящее время статьей 5.63 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях административная
ответственность распространяется только на должностных лиц федеральных
органов исполнительной власти или органов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации, а также на работников многофункциональных
центров, работников иных организаций, осуществляющих в соответствии с
законодательством Российской Федерации функции многофункционального
центра, работников государственного учреждения, осуществляющего
деятельность по предоставлению государственных услуг в области
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и
государственного кадастрового учета недвижимого имущества. При этом
указанные лица подлежат ответственности исключительно за нарушения,
связанные с порядком и сроками предоставления федеральных государственных
услуг.
Таким образом, действующие положения Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях не предусматривают возможность
привлечения к административной ответственности должностных лиц
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления за нарушение порядка и сроков
предоставления региональных государственных и муниципальных услуг.
Вместе с тем статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об
организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
установлено, что данным Федеральным законом регулируются отношения,
возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных
услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами
государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, местными
администрациями и иными органами местного самоуправления,
осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также всвязи с деятельностью организаций, участвующих в предоставлении
государственных и муниципальных услуг.
Согласно статье 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства
об административных правонарушениях относится установление
административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное
значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и
норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях установлено, что к ведению субъектов
Российской Федерации в области законодательства об административных
правонарушениях относится установление законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях административной
ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов
местного самоуправления.
Таким образом, установление законом субъекта Российской Федерации об
административных правонарушениях ответственности должностных лиц органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного
самоуправления за нарушение норм, предусмотренных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является
превышением полномочий субъекта Российской Федерации. Указанный подход к
определению границ нормотворческих полномочий субъекта Российской
Федерации неоднократно подтверждался судебными органами. Более того,
установление законом субъекта Российской Федерации административной
ответственности за вышеуказанные правонарушения может повлечь нарушение
принципа равенства перед законом лиц, совершивших данные административные
правонарушения, установленного статьей 1.4 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, поскольку при установлении
административной ответственности региональный законодатель ограничен в
выборе видов административных наказаний.
Необходимость закрепления единого механизма привлечения к
административной ответственности лиц, задействованных в процедурах,
связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, вызвана
и тем обстоятельством, что в ряде случаев исполнительные органы
государственной власти субъекта Российской Федерации предоставляют
государственные услуги в рамках осуществления переданных им полномочий
Российской Федерации (например: по подтверждению документов
государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях;
по государственной аккредитации образовательных учреждений; по
государственной регистрации актов гражданского состояния органами,
осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния
на территории Российской Федерации, и т.д.). При этом предоставление
указанных государственных услуг осуществляется органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденными
уполномоченными федеральными органами государственной власти
административными регламентами, то есть в соответствии с федеральным
законодательством. При таких обстоятельствах привлечение к административной
ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, оказывающих, по сути, федеральные
государственные услуги, по статье 5.63 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (в действующей редакции) невозможно, так
как в ней в качестве субъекта административной ответственности определены
исключительно должностные лица федеральных органов государственной власти.
Кроме того, исходя из взаимосвязанного содержания норм Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 28.4) и
Федерального закона «Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг» (статьи 11.2 и 16) следует, что возбуждение дел об
административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка и сроков
предоставления государственных и муниципальных услуг, отнесено к
исключительным полномочиям прокурора.
Исходя из вышеизложенного законопроектом предлагается установить в
статье 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях административную ответственность за нарушение порядка и
сроков предоставления государственной услуги, оказываемой не только
должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа
государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником
многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей
в соответствии с законодательством Российской Федерации функции
многофункционального центра, или работником государственного учреждения,
осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в
области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, но и
должностным лицом исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации, а также установить административную ответственность
за нарушение порядка и сроков предоставления муниципальной услуги,
оказываемой органом местного самоуправления, осуществляющим
исполнительно-распорядительные полномочия.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных
расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: