Пояснительная записка к Федеральному закону 433-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях установления
ответственности за публичные призывы к действиям, направленным на
нарушение территориальной целостности Российской Федерации»
Одним из основных признаков государства является целостность его
территории. Принципы целостности и неприкосновенности государственной
территории принадлежат к числу основных принципов современного
международного права.
Согласно Декларации о принципах международного права, принятой 24
октября 1970 года Генеральной Ассамблеей ООН, «каждое государство должно
воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное
нарушение национального единства территориальной целостности любого
другого государства или страны». В этом же международном акте
устанавливается, что в действиях государств «ничто не должно
истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия,
которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению
территориальной целостности или политического единства суверенных и
независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип
равноправия и самоопределения народов».
Статья 71 (п. «б») Конституции Российской Федерации относит к
исключительному ведению России территорию Российской Федерации.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию
(п.1 ст.4 Конституции). Российская Федерация обеспечивает целостность и
неприкосновенность территории. Определение территории содержится в
части 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации, согласно которой
«Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов,
внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними».
Принцип территориальной целостности гарантирует, во-первых,
территориальное верховенство государства от посягательств извне; во-вторых,
невозможность уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными
лицами части территории России иностранным государствам, иным
организациям и лицам; в-третьих, невозможность выхода субъекта Российской
Федерации из ее состава.
Следует заметить, что нормы, направленные на защиту территориального
верховенства Российского государства, в действующем УК РФ существуют.
Так, в статье 2 УК РФ при определении задач уголовного законодательства в
качестве объектов охраны называется конституционный строй Российской
Федерации, мир и безопасность человечества. Целостность и
неприкосновенность государства, согласно части 3 статьи 4 Конституции
Российской Федерации относится к числу основ ее конституционного строя,2
как составная часть суверенитета. Таким образом, можно утверждать, что
охрана территориальной целостности и неприкосновенности Российской
Федерации является одной из задач отечественного уголовного
законодательства.
В Уголовном кодексе РФ есть статьи Особенной части, которые могут
обеспечивать охрану территориальной целостности России. Так,
ответственность за приобретение территории путем угрозы силой или путем ее
применения установлена в статье 353 УК РФ «Планирование, подготовка и
развязывание агрессивной войны» и в статье 354 УК РФ «Публичные призывы
к развязыванию агрессивной войны». Ответственность за нарушение
неприкосновенности государственной границы определена в статье 323 УК РФ
«Противоправное изменение Государственной границы Российской
Федерации». Ответственность за сепаратизм, инспирирование и поддержку
сепаратистских движений предусмотрена в статье 279 УК РФ «Вооруженный
мятеж», статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению
экстремисткой деятельности», статье 282
2 УК РФ «Организация деятельности
экстремистской организации».
Таким образом, территориальная целостность государства не
рассматривается действующим российским уголовным законодательством в
качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Она выступает
лишь в качестве факультативного объекта, причинение вреда которому
способно повысить степень общественной опасности того или иного
преступления. Предлагаемый законопроект призван ликвидировать данный
пробел.
Нормы, направленные на защиту территориальной целостности, есть в
законодательствах других государств.
Предлагаемая в законопроекте статья 280.1 Уголовного кодекса РФ
предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению
действий, направленных на нарушение территориальной целостности
Российской Федерации с максимальным наказанием до пяти лет лишения
свободы.
Вводимые нормы позволят предупреждать возможные сепаратистские
тенденции и призывы к действиям по уступке частей территории России
иностранным государствам, а также пресекать распространение сведений,
оправдывающих эти действия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: