Пояснительная записка к Федеральному закону 438-ФЗ 28.12.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в статью 22
Федерального закона “О концессионных соглашениях” и в Федеральный
закон “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации”
1. Общие характеристики проекта федерального закона
Проект федерального закона “О внесении изменений в статью 22
Федерального закона “О концессионных соглашениях” и в Пояснительная записка к Федеральному закону
“Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации” (далее – законопроект) подготовлен в соответствии с
поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
С.Б.Иванова от 18 августа 2011 г. № СИ-П9-5935 о необходимости подготовки
предложений по внесению изменений в законодательство Российской
Федерации в части установления возможности определения максимального
размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего
пользования, создаваемым на основании концессионных соглашений.
В рамках законопроекта предусматривается внесение изменений в
статью 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ
“О концессионных соглашениях” (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону от 21 июля
2005 г. № 115-ФЗ) и статьи 38 и 40 Федерального закона от 8 ноября 2007 г.
№ 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации” (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г.
№ 257-ФЗ) в части установления в рамках концессионного соглашения
методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным
автомобильным дорогам общего пользования, создаваемым на основании
концессионных соглашений.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект
федерального закона. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые
результаты их реализации
Положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ
установлено, что методика расчета и максимальный размер платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего2
input
пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного
значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждаются
соответственно Правительством Российской Федерации, высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, органами местного самоуправления.
В рамках проработки соответствующего проекта постановления
Правительства Российской Федерации была выявлена необходимость
дифференциации определения максимального размера платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам, созданным на
основании концессионных соглашений, и по остальным платным
автомобильным дорогам.
Необходимость разграничения максимального размера платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам, созданным на
основании концессионных соглашений, и по остальным платным
автомобильным дорогам обусловлена применением различных подходов к
установлению размеров платы за проезд транспортных средств.
Положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ
(статья 10) и Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ (статья 38)
определены существенные условия концессионного соглашения.
Одним из существенных условий при заключении концессионного
соглашения в отношении платной автомобильной дороги или автомобильной
дороги, содержащей платные участки, является порядок установления размера
платы за проезд по платной автомобильной дороге.
При этом в основу заключения концессионного соглашения в части
установления размера платы положен принцип проектного финансирования,
в соответствии с которым расчет размера платы за проезд транспортного
средства по платным автомобильным дорогам общего пользования
федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог
осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на создание платной
автомобильной дороги и расходов на ее эксплуатацию, таким образом в основу
определения размера платы положен принцип возвратности инвестиций.
В соответствии с подписанными концессионными соглашениями
от 17 июля 2009 г. № К-1 “О финансировании, строительстве и эксплуатации
на платной основе “Нового выхода на московскую кольцевую автомобильную
дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 “Беларусь” Москва-Минск” и
от 27 июля 2009 г. № К-2 “О финансировании, строительстве и эксплуатации
на платной основе “Скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-
Петербург на участке 15-й км-58-й км”, средневзвешенный размер платы за3
input
проезд легковых транспортных средств составляет на 1 января 2013 г.
7,2 рубля.
Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г.
№ 257-ФЗ платными автомобильными дорогами с учетом требования
об альтернативном проезде могут быть автомобильные дороги:
построенные для эксплуатации на платной основе;
переведенные в режим платного пользования после проведения
реконструкции;
переведенные в режим платного пользования после проведения
капитального ремонта;
Учитывая, что в платный режим пользования могут быть переведены
существующие автомобильные дороги, проходящие в местах исторического
расселения, в целях снятия социальной напряженности в отношении таких
автомобильных дорог, при установления максимального размера платы было
предложено использовать “социальный подход”.
Размер платы, рассчитанный с учетом социального подхода за проезд
легковых транспортных средств составил 1,5 рубля.
Размер платы, рассчитанный с учетом социального подхода за проезд
легковых транспортных средств, равный 1,5 рублям, в случае его применения
для платных автомобильных дорог, созданных в соответствии с
концессионным соглашением, не обеспечит тот уровень доходов, который
позволит инвестору, заключившему концессионное соглашение, в полной мере
возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию объекта.
Таким образом, могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала
для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона
от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ одной из целей заключения таких соглашений
является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 10 Федерального закона
от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ при осуществлении концессионером
деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, оказание услуг
концессионером осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или)
с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) существенные условия
должны содержать порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих
возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации
в сфере регулирования цен (тарифов).
В рамках заключения концессионных соглашений о финансировании,
строительстве и эксплуатации на платной основе автомобильных дорог4
input
регулятором размера платы (цены), установленного в таком концессионном
соглашении, будет являться установленный Правительством Российской
Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти
субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления
максимальный размер платы в соответствии с действующей редакцией
статьи 40 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.
С учетом уже имеющегося опыта заключенных концессионных
соглашений, в рамках которых размер платы за проезд значительно превышает
размер платы, полученный с помощью социального подхода, утверждение
максимального размера с использованием социального подхода повлечет
необходимость возмещения концессионеру недополученного дохода в рамках
исполнения последующих концессионных соглашений.
Кроме того, отсутствие дифференциации в определении максимального
размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным
дорогам, платным участкам автомобильных дорог, созданным и (или)
реконструированным в соответствии с концессионными соглашениями, и
остальными платным автомобильным дорогам, платным участкам
автомобильных дорог, не позволит оптимизировать и индивидуализировать
экономическую эффективность проектов создания платных автомобильных
дорог и поставит под вопрос реализацию указанных проектов по схеме
государственно-частного партнерства.
В связи с этим, был сделан вывод о целесообразности разграничения
максимальных размеров платы за проезд по платной автомобильной дороге,
созданной в соответствии с концессионным соглашением, и для всех
остальных платных автомобильных дорог.
Однако применение подобной дифференциации противоречит
действующему законодательству Российской Федерации.
Учитывая изложенное, разработанный законопроект призван устранить
указанное противоречие.
Необходимо отметить, что в целях недопущения возможности
увеличения максимального размера платы, вызванного неэффективной
хозяйственной деятельностью концессионера в рамках исполнения им
обязательств по концессионному соглашению, законопроектом предусмотрена
норма, согласно которой условие концессионного соглашения, касающееся
максимального размера платы, не может быть пересмотрено за исключением
случаев, когда в течение срока действия концессионного соглашения
законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного5
input
самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение
концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того,
на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения.
При этом, учитывая долгосрочной характер концессионных соглашений,
срок исполнения которых составляет от 25 до 30 лет, в рамках законопроекта
предусмотрена возможность индексации максимального размера платы в
соответствии с условиями соответствующего соглашения.
Вместе с тем, учитывая социальную значимость автомобильных дорог, и
недопущение дискриминационного подхода в отношении различных слоев
населения законопроектом предусмотрено установление:
максимального размера платы за проезд транспортных средств по
платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог,
построенным и (или) реконструированным на основании концессионных
соглашений, представляющего собой предельный уровень максимального
размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным
дорогам, платным участкам автомобильных дорог, построенным и (или)
реконструированным на основании концессионных соглашений;
в рамках решения о заключении концессионного соглашения –
максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным
автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог,
создаваемым и (или) реконструируемым на основании концессионных
соглашений, учитывающего индивидуальные особенности проекта. При этом
положениями законопроекта предусмотрено, что указанный максимальный
размер платы, установленный в рамках решения о заключении концессионного
соглашения, не должен превышать максимальный размер платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам
автомобильных дорог, построенным и (или) реконструированным на
основании концессионных соглашений, представляющий собой
соответствующий предельный уровень максимального размера платы.
Таким образом, представленным законопроектом предусмотрено, что
максимальный размер платы в отношении платных автомобильных дорог,
платных участков таких автомобильных дорог, построенных и (или)
реконструированных на основании концессионных соглашений,
устанавливается в каждом конкретном случае решением Правительства
Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления с
учетом ограничения предельного уровня максимального размера платы, что
способствует наибольшему достижению баланса интересов пользователей6
input
платных автомобильных дорог, заключающихся в доступности таких платных
автомобильных дорог, и интересов операторов платных автомобильных дорог,
заключающихся в обеспечении финансовых потребностей, необходимых для
реализации производственных и инвестиционных программ при учете
индивидуальных характеристик проекта.
Относительно вносимых изменений в часть 1 статьи 22 Федерального
закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г.
№ 115-ФЗ концессионное соглашение является договором, по которому одна
сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или)
реконструировать определенное этим соглашением имущество, право
собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой
стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием
(эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется
предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права
владения и пользования объектом концессионного соглашения для
осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного федерального закона к
отношениям сторон концессионного соглашения применяются в
соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах,
элементы которых содержатся в концессионном соглашении.
Учитывая, что концессионное соглашение является договором, в
соответствии с частью 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской
Федерации, договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с
момента его заключения.
Таким образом, стороны, заключающие концессионное соглашение,
будут являться концедентом и концессионером только с момента заключения
договора.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля
2005 г. № 115-ФЗ решение о заключении концессионного соглашения
принимается концедентом. Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, на
момент принятия решения о заключении концессионного соглашения, орган
исполнительной власти, принимающий решение о заключении концессионного
соглашения, не является концедентом.
Учитывая изложенное, предлагаемое в рамках законопроекта внесение
изменения в часть 1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 г.
№ 115-ФЗ, призвано устранить данное не соответствие.7
input
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие законопроекта не предполагает увеличения численности, не
потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения
порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов
местного самоуправления
Принятие законопроекта позволит органам государственной власти
субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления
определять методику расчета и максимальный размер платы за проезд
транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего
пользования регионального или межмуниципального, местного значения,
созданным на основании концессионных соглашений, платным участкам
указанных автомобильных в рамках концессионного соглашения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: