Пояснительная записка к Федеральному закону 5-ФЗ 03.02.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации”
Проект федерального закона “О внесении изменений в Уголовный кодекс
Российской Федерации” разработан в соответствии с поручениями Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
направленными на нейтрализацию угроз национальной безопасности,
связанных с деструктивной деятельностью религиозных организаций на
территории Российской Федерации.
Законопроектом предлагается усилить уголовную ответственность за
преступления, предусмотренные статьями 280, 282, 2821 и 2822 Уголовного
кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Так, увеличиваются штрафные санкции практически по всем составам
вышеуказанных статей УК РФ с учетом тяжести совершенного деяния.
Увеличиваются сроки лишения свободы за публичные призывы к
осуществлению экстремистской деятельности; за публичное или с
использованием средств массовой информации возбуждение ненависти либо
вражды, а равно унижение человеческого достоинства по половым, расовым,
национальным, языковым, религиозным признакам, социальной
принадлежности; за организацию и участие в экстремистском сообществе, в
том числе с использованием своего служебного положения, а также за
организацию и участие в деятельности общественного или религиозного
объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято
вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности
в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Также увеличивается продолжительность срока принудительных работ,
назначаемых судом за публичное или с использованием средств массовой
информации возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение
человеческого достоинства по половым, расовым, национальным, языковым,
религиозным признакам, социальной принадлежности, участие в деятельности
экстремистских сообществ и организаций и за организацию деятельности
экстремистской организации.
Предлагаемые изменения обусловлены тем, что борьба с преступлениями
экстремистского характера, особо опасными для общества и государства,
является одной из приоритетных задач российского государства на
современном этапе.
23042235.doc 2
Деструктивные процессы, происходящие в настоящее время как в мире в
целом, так и на территории России, возникая в форме экстремистских
проявлений, в случае недостаточного государственного реагирования быстро
трансформируются в свою наиболее опасную форму – активные преступные
действия террористического характера.
Экстремизм угрожает государственному суверенитету и подрывает
конституционно провозглашенный Российской Федерацией принцип светского
государства, устанавливающий запреты на возбуждение религиозной
ненависти и вражды, а также пропаганду религиозного превосходства.
Статистика по преступлениям экстремистской направленности
свидетельствует о ежегодном росте этого вида преступлений.
Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации, в судах первой инстанции в 2010 году рассматривалось
183 дела по преступлениям, предусмотренным статьями 280, 282, 2821 и 2822
Уголовного кодекса Российской Федерации, в 2011 году – 217 дел, а за шесть
месяцев 2012 года – 144.
Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности по указанным
статьям, составило 255 человек за 2010 год, за 2011 год – 253 человека, за шесть
месяцев 2012 года – уже 156 человек.
Число осужденных по данным статьям также постепенно увеличивается.
Данные Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся
преступлений экстремистской направленности, предусмотренных
статьями 280, 282, 2821 и 2822 УК РФ, также свидетельствуют о росте числа
лиц, осужденных за экстремистские преступления в 2011 году, по сравнению с
2009 годом на 55%.
Все преступления, ответственность за которые предусмотрена
вышеуказанными статьями, относятся к преступлениям против основ
конституционного строя и безопасности государства, и наказание за их
совершение должно быть сопоставимо с их общественной опасностью.
Вместе с тем отдельные уголовно-правовые санкции за преступления
экстремистской направленности неадекватны степени общественной опасности
данных деяний.
Преступления, предусмотренные частью первой статьи 280, частью
первой статьи 282, частью второй статьи 2821 и статьей 2822 УК РФ, относятся
к категории преступлений небольшой тяжести, вследствие чего возможности
органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и органов,
осуществляющих предварительное расследование по выявлению,
предупреждению и пресечению преступлений данного вида, а также
23042235.doc 3
применению к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения, существенно
ограничены.
Так, по преступлениям небольшой тяжести не допускается
прослушивание телефонных переговоров (часть четвертая статьи 8
Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-
розыскной деятельности”).
Мера пресечения в виде заключения под стражу лицам, совершившим
преступления небольшой тяжести, может быть избрана в исключительных
случаях, перечень которых является исчерпывающим (часть первая статьи 108
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), что влечет
дополнительные сложности в раскрытии и доказывании обстоятельств
преступления и создает условия для уклонения виновных лиц от следствия и
суда.
Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня
совершения преступления небольшой тяжести истекло два года (статья 78
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Между тем
преступления экстремистской направленности зачастую носят латентный
характер и выявляются по прошествии значительного количества времени
после их совершения.
Также следует учесть, что степень общественной опасности организатора
и руководителя экстремистского сообщества или организации, в отношении
которой судом принято решение о ее ликвидации или запрете деятельности в
связи с осуществлением экстремистской деятельности выше, чем
общественная опасность деяний рядовых участников подобных сообществ и
организаций.
В связи с этим ответственность за организацию и руководство
экстремистскими сообществами и организациями должна быть выше. Это
потребует перевода указанных преступлений в категорию тяжких, в то время
как участие в данных сообществах и организациях будет квалифицироваться
как преступление средней тяжести.
Вышеуказанные изменения позволят использовать в отношении лиц,
причастных к совершению преступлений, предусмотренных статьями 280, 282,
1 2 282 и 282 УК РФ, весь арсенал средств и методов оперативно-разыскной
деятельности.
Принятие федерального закона “О внесении изменений в Уголовный
кодекс Российской Федерации” не повлечет за собой дополнительных затрат из
федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: