Пояснительная записка к Федеральному закону 86-ФЗ 05.05.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
по проекту федерального закона “О присоединении Российской
Федерации к Конвенции УНИДРУА
по международным факторинговым операциям”
Проект федерального закона “О присоединении Российской Федерации к
Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям”
подготовлен в соответствии с пунктом 14 Плана мероприятий (“дорожной
карты”) “Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка
экспорта”, утвержденного распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.
Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он является, по
сути, незаменимым механизмом пополнения оборотных средств для
предприятий, а также образует целый ряд преимуществ перед другими
финансовыми инструментами.
Традиционное предназначение факторинга – обеспечение
финансирования под уступку денежных требований (дебиторской
задолженности) и предоставление комплекса услуг: управление дебиторской
задолженностью, страхование рисков по платежам, предоставление клиенту
информации по потенциальным партнерам и др.
Факторинг решает три основные задачи:
избавляет предприятия от проблем, связанных с кассовыми разрывами и
нехваткой финансирования;
страхует от рисков неплатежей за поставленную продукцию;
освобождает предприятия от исполнения функций по управлению
портфелем товарных кредитов.
В ряде государств правоотношения в области факторинга регулируются
международными конвенциями, участницей которых Российская Федерация не
является, в частности, Конвенцией УНИДРУА по международным
факторинговым операциям от 28 мая 1988 года (далее – Конвенция).
В гражданском законодательстве Российской Федерации специальные
нормы о договоре факторинга отсутствуют, а для регулирования
соответствующих правоотношений используются общие нормы
обязательственного права, в частности, положения главы 43 “Финансирование
под уступку денежного требования” Гражданского кодекса Российской
Федерации, которые не отражают все особенности отношений, возникающих
при использовании договоров факторинга.2
23122814.doc
Присоединение к Конвенции обусловлено необходимостью приведения в
соответствие законодательства Российской Федерации с международными
стандартами в области факторинга.
Конвенция регулирует отношения, возникающие при использовании
договоров факторинга и уступки права требования, в частности,
предусматривает права и обязанности сторон в отношениях по договору
факторинга. В данной связи, учитывая, что международные факторинговые
операции играют значительную роль в развитии международной торговли,
признавая важность принятия единых правил, устанавливающих юридические
рамки, которые облегчат проведение международных факторинговых операций
и помогут поддерживать баланс интересов между различными сторонами,
вовлеченными в факторинговые операции, присоединение Российской
Федерации к Конвенции целесообразно.
Кроме того, в настоящее время услуги по международному факторингу
российским потребителям российскими факторинговыми компаниями
фактически не предоставляются в связи с ограничениями, накладываемыми
валютным законодательством Российской Федерации. Так, в соответствии со
статьей 9 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном
контроле” (далее – Пояснительная записка к Федеральному закону № 173-ФЗ) валютные операции между
резидентами запрещены, за исключением определенных Федеральным законом
№ 173-ФЗ операций. При этом к разрешенным операциям не отнесены
валютные операции между факторинговыми компаниями и их клиентами
резидентами-экспортерами. Применение договора факторинга во
взаимоотношениях резидента-экспортера с уполномоченным банком или
факторинговой компанией (факторами) для целей финансирования
потребностей резидента-экспортера в оборотном капитале сталкивается также
с невозможностью реализации такого договора на практике, так как такие
резиденты не могут формально выполнить требования пункта 1 части 1 статьи
19 Федерального закона № 173-ФЗ, поскольку в этом случае денежные
средства могут быть получены от резидентов (факторов) в рамках договора
факторинга и не засчитываются такому резиденту-экспортеру в качестве
валютной выручки от экспорта. В лучших условиях в данном случае
оказываются иностранные банки и финансовые компании, так как при
заключении с ними договора факторинга выручка фактически будет поступать
от нерезидента, что соответствует требованиям валютного законодательства
Российской Федерации. Таким образом, участие российских уполномоченных
банков и факторинговых компаний в предоставлении российским
предприятиям финансирования по договору факторинга является3
23122814.doc
невозможным, что ущемляет их права и создает неоправданные конкурентные
преимущества иностранным банкам и финансовым компаниям. Внесение
необходимых изменений в статью 19 Федерального закона № 173-ФЗ в части
признания исполнения резидентом обязанности, предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в случае осуществления
расчетов по внешнеторговым договорам (контрактам) с использованием
договоров факторинга, будет способствовать развитию операций по
финансированию российского экспорта и поставит российские
уполномоченные банки и факторинговые компании в равные условия с
иностранными.
Конвенция вступила в силу 1 мая 1995 г. Конвенцию подписали
следующие государства: Гана, Гвинея, Нигерия, Филиппины, Танзания,
Марокко, Франция, Чехословакия, Финляндия, Италия, Бельгия, США,
Словакия, Германия, Великобритания, Панама; ратифицировали: Франция,
Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия. Согласно статье 13 Конвенции
Конвенция открыта для присоединения всех государств, которые ее не
подписали. К Конвенции присоединилась Украина.
Решение о присоединении Российской Федерации к Конвенции в
соответствии с подпунктом “а” пункта 1 статьи 21 и подпунктом “а” пункта 1
статьи 15 Федерального закона “О международных договорах Российской
Федерации” подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку
присоединение к Конвенции и возможность ее реализации потребует внесения
изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 173-ФЗ.
Кроме того, внесение вышеуказанных изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 173-ФЗ потребует внесение соответствующих изменений в статью 15.25
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На сегодняшний день многие российские факторинговые компании и
банки, оказывающие услуги факторинга, проявляют активный интерес к
международному факторингу. Кроме того, в настоящее время в России
существуют благоприятные условия для развития факторинга. Бизнес активно
развивается практически во всех направлениях, и, соответственно,
стремительно увеличивается как число компаний малого и среднего бизнеса –
основных потребителей факторинговых услуг, так и, собственно, популярность
факторинга среди российских предприятий. Если в 2002 г. услугами
факторинговых компаний воспользовались всего лишь 326 российских
предприятий, в 2003 г. – 423, 2004 г. – 958, то в 2012 г. суммарная клиентская
база отечественных факторинговых компаний составила 7300 компаний при4
23122814.doc
расчетах с 21300 дебиторами. Российские факторинговые компании в 2012 г.
привлекли около 2400 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в
адрес 7800 новых дебиторов. В общей сложности за 2012 г. российскими
факторинговыми компаниями было обработано свыше 6,4 млн. поставок
товаров и услуг, объем выплаченного финансирования превысил 1,2 трлн.
рублей, объем собранных комиссий – 15,7 млрд. рублей. Оборот российского
факторинга по итогам 2012 г. составил 1,4 трлн. рублей. Рост оборота составил
63%. По итогам 2012 г. отношение объема финансирования к объему
уступленных требований выросло до 86% по сравнению с предыдущим годом
(82%). Совокупный факторинговый портфель на 1 января 2013 г. составил 242
млрд. рублей. В 2013 г. совокупный оборот российского факторинга, согласно
прогнозу Ассоциации факторинговых компаний, “пробьет” рекордную отметку
– 2 трлн. рублей и увеличится в пределах 50%
до 1,9 – 2,2 трлн. рублей.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции и последующее
совершенствование законодательства в этой сфере, в том числе внесение
поправок в валютное законодательство Российской Федерации, окажет
положительное влияние на увеличение доли факторинга в ВВП страны и на
поддержку малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Факторинг
позволит гибко и оперативно решить главную проблему быстро
развивающихся малых и средних компаний – проблему дефицита оборотных
средств без увеличения кредиторской задолженности компаний. Следует
отметить, что при международных факторинговых сделках поставщик снимает
с себя валютные риски. Он получает значительную часть от стоимости
поставки сразу же после отгрузки и таким образом защищает себя от
возможных последующих колебаний валютного курса. Кроме того,
расширение участия российских банков в предэкспортном финансировании
резидентов – экспортеров создаст реальные условия для повышения
конкурентоспособности российских банков на рынке банковских услуг.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции не повлечет
дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: