Пояснительная записка к Федеральному закону 98-ФЗ 05.05.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в статью 207
Уголовного кодекса Российской Федерации и в статьи 150, 151
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”
Законопроект направлен на усиление уголовной ответственности за
заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Разработка законопроекта обусловлена увеличением в течение последних
пяти лет (в среднем на 15 процентов в год) количества преступлений,
предусмотренных статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации
(далее – УК России). Так, в 2009 году зарегистрировано 1583 анонимных
сообщения о готовящихся террористических актах, в 2010 г. – 1864, в 2011 г. –
2279, в 2012 г. – 2672, в 2013 г. (по состоянию на 30 ноября) – 2679.
Указанные статистические данные свидетельствует о том, что санкции
статьи 207 УК России (от штрафа в размере до двухсот тысяч рублей до
лишения свободы на срок до трех лет) не выполняют задачу общей превенции.
По всем поступившим подобного рода угрозам компетентными
государственными органами проводились проверки, принимались неотложные
меры по поиску взрывных устройств и недопущению возможных негативных
последствий, что требовало проведения комплекса следственных действий,
оперативно-разыскных и иных мероприятий.
При этом анонимные угрозы террористического характера не имели
каких-либо реальных оснований и не были направлены на достижение целей,
указанных в диспозиции статьи 205 УК России. Установленные в ходе
производства дознания по уголовным делам анонимы реальных возможностей
для совершения террористических актов не имели.
Как следствие, это приводило к вынужденному отвлечению сил и средств
в целях предотвращения мнимой угрозы в ущерб решению задач по
обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также к
причинению неудобства гражданам и организациям, нарушению
общественного спокойствия и причинению убытков субъектам экономической
деятельности.
Одновременно с этим такими противоправными действиями часто
наносится крупный материальный ущерб, который по оценке
правоохранительных органов по факту проверки информации в рамках одного
ложного сообщения об акте терроризма в ряде случаев достигает размера более
5 млн. рублей.2
input
В связи с этим предлагается статью 207 УК России дополнить новой
частью второй, в которой будут предусмотрены такие квалифицирующие
признаки состава преступления, как причинение крупного ущерба, размер
которого превышает один миллион рублей, либо наступление иных тяжких
последствий.
Следует отметить, что в период с 2009 по 2013 год количество
телефонных звонков об актах терроризма составляет около 90 процентов от
общего количества зарегистрированных анонимных сообщений о готовящихся
террористических актах. При этом число таких телефонных сообщений
продолжает расти из года в год. Так, в 2009 г. зарегистрировано
1359 телефонных звонков, в 2010 г. – 1696, в 2011 г. – 2146, в 2012 г. – 2419,
в 2013 г. (по состоянию на 30 ноября) – 2245. Вместе с тем количество лиц,
осужденных за преступления, предусмотренные статьей 207 УК России,
составляет в 2010 г. 437 человек (из них к лишению свободы осуждены 70), в
2011 г. – 595 (75) и в 2012 г. – 475 (53), что свидетельствует о незначительных
изменениях количества таких лиц при увеличении общего числа случаев
ложного сообщения об акте терроризма.
Это объясняется тем, что для затруднения установления личности авторы
сообщений прибегают к различным ухищрениям – оформляют SIM-карты на
подставных лиц, используют средства шифрования данных, прибегают к
услугам интернет-серверов, расположенных за пределами Российской
Федерации, применяют так называемые анонимайзеры и прокси-серверы, не
записывающие и не хранящие данные, способные идентифицировать
пользователя.
В связи с этим за совершение преступлений, предусматриваемых новой
частью второй статьи 207 УК России, предлагается установить наказание в
виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от
восемнадцати месяцев до трех лет либо лишения свободы на срок до пяти лет,
что позволит достичь цели общей превенции.
Использование в предлагаемых редакциях частей первой и второй
статьи 207 УК России термина “иные тяжкие последствия” обусловлено
следующим. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 под “иными тяжкими последствиями”
понимаются причинение тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку,
средней тяжести вреда здоровью двум и более лицам, дезорганизация
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и3
input
другое. В ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской
Федерации (от 5 июня 2002 г. № 14, от 15 июня 2006 г. № 14, от 16 октября
2009 г. № 19, от 27 сентября 2012 г. № 19, от 18 октября 2012 г. № 21) данный
термин также раскрывается применительно к статьям 37, 38, 167, 228.2, 246 и
285 УК России, что свидетельствует об отсутствии в судебной практике
трудностей при толковании данного квалифицирующего признака.
Расследование уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью
второй статьи 207 УК России, предлагается отнести к прямой
подследственности органов внутренних дел Российской Федерации, а также к
так называемой альтернативной подследственности (за исключением ФСКН
России).
Принятие федерального закона позволит снизить количество
совершаемых преступлений в данной сфере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: